Ответственность перед покупателем: зачем ретейл активно продвигает ESG-повестку

Автор фото: X5 Group

Повестка устойчивого развития трансформируется, но не теряет актуальности для розничной торговли

Эксперты отмечают, что компании, которые стремятся сохранить позиции на новом рынке в режиме неопределённости, должны быть более гибкими в условиях антикризисного управления, чтобы опережать потенциальные риски и сокращать негативное влияние на окружающую среду.
Накопленный опыт отечественного бизнеса преимущественно сосредоточен на компаниях, которые занимаются нефтедобычей и переработкой нефтепродуктов, химических предприятиях, представителях металлургии и других промышленных концернах. Но запросы современного рынка требуют внимания к устойчивому развитию от самых разных сфер, в том числе и розничной торговли. Хотя тезисы "зелёной" повестки впервые были сформулированы ООН в далёком 1987 году, в российских торговых сетях интеграция ESG-принципов началась лишь 6 лет назад.

Взаимная ответственность

По данным международной консалтинговой компании Deloitte, которая представила глобальный прогноз развития мирового ретейла в 2024 году, в отрасли прогнозируется умеренный рост. Одной из тенденций, которую отмечают исследователи, стало повышение экологической устойчивости. По данным компании, в мире увеличилась и доля покупателей, готовых платить больше за товары и услуги компаний, которые придерживаются ESG-принципов.
Генеральный директор информационно–консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков отметил в разговоре с "ДП", что ретейлеры в последние годы действительно активно развивали "зелёные" практики, поскольку это было важно для привлечения инвестиций, ведь профильные фонды всё чаще обращали внимание на наличие стратегии устойчивого развития той или иной компании. Сейчас ситуация изменилась. И учитывая, что российский бизнес полностью отрезан от международного капитала, российским инвестиционным домам критерий наличия ESG–параметров менее актуален. Более того, подавляющее большинство потребителей оказываются мало информированы о повестке устойчивого развития и при принятии решений о покупке используют совершенно другие критерии: в первую очередь это цена, доступность товара и узнаваемость бренда.
Это подтверждают и ретейлеры. Как рассказала "ДП" руководитель направления устойчивого развития торговой сети "Пятёрочка" (входит в X5 Group) Алина Юхневич, в последнее время у потребителя растёт запрос на то, чтобы компания была социально ответственной. При прочих равных — одинаковых ценах и ассортименте — именно компонент ESG становится существенным в формировании лояльности. Вместе с тем в силу нестабильной экономической ситуации люди не готовы часто выбирать более дорогие, но экологичные товары, однако ретейлер берёт на себя просветительскую функцию и определяет новые тренды. "Мы считаем, чем больше экопродуктов будет представлено на наших полках, тем больше потребитель будет их покупать. А поскольку мы один из самых крупных магазинов, это существенно повлияет и на экологическую ситуацию в целом", — отметила Алина Юхневич.
Автор: X5 Group
Эксперт также пояснила, как на практике крупные ретейлеры активно демонстрируют приверженность "зелёной" повестке. Так, в X5 Group совершенствуют свой бизнес в соответствии со стандартами ESG, которые были приняты ещё в декабре 2019 года. По её словам, особая роль отводится программе устойчивого развития "Пятёрочка с заботой", где фокус внимания сместился на социальную повестку.
Например, ретейлер активно развивает фудшеринг, в рамках которого нуждающиеся могут совершенно бесплатно получить продукты с истекающим сроком годности. Проект "Корзина доброты" также направлен на оказание продовольственной помощи малоимущим, включая семьи с детьми. Компания в данном случае выступает оператором, а помощь оказывают гости сети — они приобретают товары за свой счёт и передают их волонтёрам. Кроме того, активно внедряются Центры местного сообщества на базе магазинов у дома по всей стране. Эти площадки объединяют людей, проживающих на одной территории, вокруг социально значимых и культурных мероприятий.
Приоритетным направлением у торговой сети является организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями. "Одна из наших главных задач — создать комфортные условия как для покупателей, так и для сотрудников. Для этого мы адаптируем торговое пространство: в наших магазинах есть широкие проходы, пандусы при входе, полки на удобной высоте, а также кассы самообслуживания, которые могут использовать клиенты с нарушениями слуха", — подчеркнула Алина Юхневич.
К слову, компания не первый год придерживается ответственных практик ведения бизнеса и выделяет на эти цели внушительные средства. Так, бюджет благотворительных программ составил в 2023 году порядка 202 млн рублей, а на социальные инициативы было выделено 1,5 млрд рублей.

Новые горизонты

Вместе с тем эксперты отмечают, что ретейлеры начинают получать из ESG-повестки и экономическую эффективность. "Дело в том, что благодаря колоссальным товаропотокам, которые проводят игроки рынка, появляется много сопутствующей упаковки, которая идёт на пере работку и вторсырьё. И это экономически оправданно. Это касается и других элементов, например инвестиций в переход на энергосберегающие технологии, что позволяет в долгосрочной перспективе обеспечить лучшую экономику себестоимости деятельности. Всё–таки красивая история, которая была лет пять назад под вывеской ESG, сегодня превращается в бизнес–стратегию, позволяющую компаниям если не заработать, то по крайней мере сэкономить и получить конкурентные преимущества. В конечном счёте улучшить свои финансовые результаты", — полагает Иван Федяков.
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, концепция устойчивого развития ретейлеров преследует две цели. Во–первых, это рекламно-имиджевая составляющая, которая влияет на потребителей: "Они видят, что та или иная сеть ответственно относится к расходованию природных ресурсов, экологии, её волнуют экологические инициативы, вопрос оптимизации вредных выбросов, уменьшение количества мусора и т. д. Соответственно, при прочих равных потребитель может отдать выбор тем, кто больше рассказывает про заботу об экологии".
Второй момент — это оптимизация затрат: если где–то есть возможность сэкономить, то почему бы это не сделать и не рассказать как об экологической инициативе. По мнению экспертов, осознанное потребление пока остаётся несформулированным понятием. Чаще всего для покупателя это покупка товаров, которые произведены с минимальным ущербом для экологии. Но это и элемент маркетинга. "Когда мы покупаем что–то в крафтовой упаковке, нам хочется думать, что мы помогаем природе, и мы не осознаём, что для производства такой упаковки используется больше ресурсов, чем для производства полиэтиленовой упаковки", — добавил Михаил Лачугин.
Но в конечном итоге влияние "зелёной" повестки на деятельность российских компаний даёт позитивные результаты. "Я думаю, что, несмотря на отсутствие интереса со стороны инвесторов к этой теме, ESG-повестка останется в России, она будет развиваться, может, не такими темпами, как в других развитых странах, но со временем будет приобретать свой вес для стратегии развития в любой компании, в том числе и ретейла", — резюмировал Иван Федяков.