Удержаться в четвёрке: сможет ли Россия сохранить свою долю в мировом ВВП

Автор фото: Фонд "Росконгресс"

Кто должен играть главную роль в увеличении инвестиций, государство или бизнес, спорили участники делового завтрака "Сбера".

Деловой завтрак "Сбера" на ПМЭФ с малоамбициозным названием "Россия–2030: как прийти к финишу четвёртыми" неожиданно вылился в оживлённую дискуссию.
Задачу вывести страну на четвёртое место в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности 7 мая поставил правительству президент РФ Владимир Путин. Правда, вскоре Мировой банк объявил, что, по его подсчётам, Россия уже с 2020 года занимает это место.
Упомянув об этом, глава Сбербанка Герман Греф переформулировал задачу: "сохранить за собой четвёртое место". По его словам, сегодня Россия имеет долю в мировом ВВП примерно на уровне 3,5%. Но Бразилия и Индонезия с долями примерно по 2,4% очень быстро приближаются к лидерам.
"Если мы будем расти в соответствии с консенсус–прогнозом, а он составляет 1,8% в год, то, к сожалению, к 2030 году, скорее всего, мы можем потерять своё четвертое место", — предупредил банкир.

Государство — плохой инвестор

Герман Греф привёл данные исследований, как российских, так и зарубежных, о том, что повышение налогов на 1% в среднем приводит к падению ВВП на 0,47%. "Это говорит о том, что споры здесь давно закончены, частные инвестиции как минимум в 2–2,5 раза более эффективны, чем государственные, — заявил он. — Любое повышение налогов — это вычет из ВВП, что бы мы ни имели в виду".
Министр экономического развития РФ Максим Решетников подкрепил эту мысль историей из жизни. "У нас есть госкорпорации, крупные получатели наших денег, мы им поручили большие проекты и потом раз в полгода принимаем распоряжение правительства о сдвижке каких–нибудь графиков куда–нибудь вправо, причём прям так регулярно, — сокрушался он. — Есть и другой опыт, когда мы даём субсидии частному сектору или как–то с частным сектором договариваемся — и частный сектор, в общем, достаточно споро организует производство того, что нам надо".
"Иллюзия того, что вы из бюджета можете напрямую финансировать и получать что–то хорошее, — она, к сожалению, на мой взгляд, иллюзия, — пригвоздил идею госинвестиций Герман Греф. — Ни одна компания, которая создала какие–то технологии, не получала инвестиции из бюджета. Более того, если посмотреть всё, что мы инвестируем из бюджета… Где они, наши самолёты и так далее и так далее? Гигантские инвестиции из бюджета, и они невозвратны".

Придётся действовать совместно

Однако, по мнению Дмитрия Пескова, специального представителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, с госинвестициями не всё так однозначно. Он привёл несколько примеров российских компаний, успешно внедряющих новые технологии, объяснив, что все они пользовались наработками, сделанными на государственные деньги.
"В указе в майском записано, что нам нужно увеличить к 2030 году на 60% объёмы инвестиций, — напомнил заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. — Для этого всем нам нужно, конечно, поработать очень серьёзно вместе. И правительству, и бизнесу, и регионам. Нужно создавать комфортные и предсказуемые условия для работы наших предпринимателей. Сегодня соотношение бизнеса и государственных вложений в инвестиции составляет примерно 80 на 20. Объём инвестиций в структуре ВВП у нас примерно такой же, как в развитых странах, это 20–22%, и он держится уже на протяжении многих лет. Конечно, нам нужно увеличивать долю инвестиций в ВВП. В других странах, развивающихся, у которых более высокие темпы экономики, чем среднемировые, это и 30%, и 40% доли в ВВП".
По словам Новака, один из признаков комфортных условий — предсказуемая система налогообложения. "Я уверен, что сегодня те решения, которые принимаются, создадут долгосрочную базу в налоговых наших решениях, и уверен, что бизнес этому будет верить", — заявил он, имея в виду налоговую реформу, предусматривающую прогрессивную шкалу НДФЛ и повышение налога на прибыль корпораций.
Этот тезис вызвал бурю эмоций у Алексея Мордашова, председателя совета директоров ПАО "Северсталь". "Как–то уже стало притчей во языцех обсуждение налоговой стабильности, — возразил он. — Но налоговая стабильность означает не изменение налогов длительный период. Это такая простая вещь, которую нам нужно как–то принять, потому что нельзя одновременно и налоги повышать, и рассуждать об их стабильности". Бизнесмен предложил принять закон, позволяющий увеличивать налоги и прочие платежи бизнеса в казну не ранее чем с 1 января следующего года.
Министр финансов РФ Антон Силуанов ожидаемо попытался оправдать повышение налогов интересами государства, в том числе и высокотехнологичными.
"Почему бизнес не инвестирует в станки, в электронику, в беспилотники? — задал он вопрос присутствовавшим на завтраке предпринимателям. — Будем давать из государственных денег, потому что видим, что этот сектор проседает. Но самое главное, чтобы бюджет — 2 копейки, а 3 рубля давал бизнес. И тогда и бизнес будет зарабатывать, и как бы мы будем подстимулировать. Собственно, для этого мы сейчас и перераспределяем эти ресурсы. 5% налога — прибыль в те же самые секторы, которые нам необходимы. Вы не вкладываете, нам нужно. Давайте вместе".