Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к производству иск московского ООО "Отечественные системы и технологии" (ОСТ) к ПАО "Судостроительный завод “Северная верфь”" на 267,2 млн рублей (с учётом процентов). Первое заседание назначено на 19 июня.
Поводом к спору стал госконтракт на строительство нового эллинга для петербургских корабелов за 7,8 млрд рублей, заключённый Северной верфью с ОСТ в 2020 году. Однако столичная компания ушла в банкротство. В декабре 2022 года Арбитражный суд Москвы признал ОСТ несостоятельными и открыл конкурсное производство, утвердив арбитражным управляющим Андрея Мошкина.
По его словам, ОСТ остались должны не только контрагентам, но и своим сотрудникам — примерно 45 млн рублей. По закону долги по зарплате выплачиваются перед расчётом с другими кредиторами должника.
"В основном это задолженность перед работниками, которые как раз трудились в Петербурге на возведении судостроительного комплекса по контракту с Северной верфью, — рассказал “ДП” конкурсный управляющий ОСТ Андрей Мошкин. — Чтобы погасить её, был подан ряд исков, в том числе и к Северной верфи на величину выполненных, но не оплаченных работ — 211 млн рублей".
При этом, обращает внимание Андрей Мошкин, на стройплощадке остались металлоконструкции, поставленные ОСТ, но Северная верфь не даёт возможности конкурсному управляющему провести их осмотр и инвентаризацию. "Это прямой удар по интересам работников, которые здесь трудились и, несмотря на задержку зарплаты, до последнего продолжали исполнять госконтракт. Иск подан, спор непростой, но у нас есть твёрдые основания для успеха и погашения долгов — по крайней мере перед работниками ОСТ", — говорит Андрей Мошкин.
"ДП" направил запрос на Северную верфь.
Старший юрист коллегии адвокатов Delcredere Роман Жирнов отмечает, что в инвентаризационной ведомости ОСТ (это обязательный документ для банкротной процедуры) нет требований к Северной верфи. "Учитывая это и то, какие требования обычно заявляют арбитражные управляющие, речь в споре может идти о взыскании убытков, причинённых заказчиком. Например, при несвоевременной передаче документации или при приёмке результатов работ, о взыскании стоимости работ, не оформленных актами, или о взыскании обеспечительного депозита как части оплаты", — конкретизирует эксперт.
Между тем следует отметить, что претензии ОСТ и Северной верфи по контракту на строительство эллинга обоюдные. Северная верфь подала заявление о включении 113,3 млн рублей в реестр требований кредиторов ОСТ в рамках дела о банкротстве московской компании. Правда, пока суд не рассмотрел претензии корабелов.
По словам управляющего партнёра адвокатского бюро "Фремм" Владимира Мечтаева, по иску ОСТ к Северной верфи может быть назначена судебная экспертиза, перед которой поставят вопросы об объёмах работ, выполненных ОСТ, об их качестве и т. д. "А уже по результатам экспертизы суд и примет решение", — говорит эксперт.
По мнению Романа Жирнова, в целом взыскание весьма вероятно, если ОСТ удастся доказать убытки, причинённые действиями Северной верфи как заказчика, или будет доказана существенная разница между стоимостью выполненных работ и полученной оплатой.
"Важно понимать: выигрыш в суде сам по себе не поможет рассчитаться с кредиторами ООО “Отечественные системы и технологии”, — отмечает руководитель адвокатской практики Ulezko.legal Александра Улезко. — Судебное решение ещё должно быть исполнено, а это уже зависит от финансового состояния ответчика".
При этом эксперт обращает внимание, что, по данным картотеки арбитражных дел, к Северной верфи предъявлено немало исков, значительная часть из которых ещё не рассмотрена.
А в конце 2023 года даже подавалось заявление о признании Северной верфи несостоятельной. Такое обращение в арбитраж последовало от петербургского ООО "Дорстройснаб–Терминал" из–за долга в 2,4 млн рублей. Дело в итоге прекратили в связи с отказом компании от заявления. По всей видимости, долг погасили. "Исполнение обязательств только после подачи заявления о признании должника банкротом не обязательно говорит, что компания не может рассчитаться по долгам, но в целом может быть тревожным звонком", — считает Александра Улезко.
Северная верфь, входящая в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК, находится под управлением ВТБ), за последние годы предприняла три попытки строительства нового эллинга. Первым подрядчиком было ОАО "Метрострой", с которым в 2017 году заключили контракт на 6,7 млрд рублей. Компания обанкротилась, не выполнив своих обязательств.
Вторым подрядчиком стали как раз ОСТ. А в конце 2022 года корабелы заключили третий контракт — с ООО "ПК “РусГард”", его сумма не разглашалась. Завершение стройки ожидалось в 2024 году. Но осенью 2023–го прежний глава Северной верфи Игорь Орлов сообщил: с "РусГард" договор расторгнут, а сам проект приостановлен.
Глава ВТБ Андрей Костин на прошлой неделе на Петербургском международном экономическом форуме рассказал, что в планах банка — полная реконструкция старых верфей ОСК, которую планируется начать именно с Северной верфи.
Новый эллинг необходим верфи для того, чтобы строить корабли большего размера. Однако, по словам главы ВТБ, аудит ОСК показал отсталость компании в сегменте гражданского судостроения, а уровень износа основных фондов составляет более 80%.