Банк России создаёт Службу финансового мониторинга и валютного контроля, что станет очередным шагом в борьбе с нарушениями законодательства в финансовом секторе.
Служба финансового мониторинга и валютного контроля (ФМиВК) создаётся на базе существующего Департамента финансового мониторинга и валютного контроля и его региональных подразделений. Её возглавит глава департамента Богдан Шабля. Сам департамент будет упразднён в конце 2024 года.
Как сообщает ЦБ на своём сайте, в структуре службы будут централизованы отдельные функции, связанные с обеспечением финконтроля, — соблюдение требований в сфере ПОД/ ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма) и валютного законодательства со стороны некредитных и кредитных финансовых организаций.
Структура ФМиВК будет включать семь центров, которые будут работать на кросс–территориальной основе. Так, центр в Ярославле будет осуществлять надзор за соблюдением требований законодательства в сфере ПОД/ ФТ некредитными финансовыми организациями (НФО), расположенными на территории Центрального федерального округа, в Нижнем Новгороде будут централизованы функции контроля за соблюдением всеми НФО (вне зависимости от местоположения) требований валютного законодательства. Контролировать кредитные организации будет центральный аппарат службы.
Реорганизация позволит повысить эффективность работы по направлению финансового мониторинга и валютного контроля, а также оперативность принятия решений, отмечается в сообщении ЦБ. Других комментариев регулятор не предоставил.
Число нарушений растёт
Создание ФМиВК является целесообразным шагом в борьбе с нарушениями законодательства в финансовом секторе, считает директор по стратегии ФГ "Финам" Ярослав Кабаков. Централизация функций контроля и надзора позволит унифицировать подходы и обеспечить единообразие в применении нормативных актов и процедур, повысится эффективность и оперативность реагирования на нарушения, снизится их число.
Данные по количеству нарушений подтверждают необходимость усиленного надзора, подчёркивает Ярослав Кабаков. Так, по сведениям ЦБ, в 2023 году количество нарушений в сфере ПОД/ ФТ со стороны НФО увеличилось на 18% по сравнению с 2022 годом, составив около 3500 выявленных случаев. Нарушения валютного законодательства со стороны банков также показали рост на 12%, достигнув 1200 случаев. Основные нарушения в работе НФО связаны с недостаточностью проверки клиентов и отсутствием отчётности о подозрительных операциях, со стороны банков также имеет место некачественная проверка бенефициаров и слабая система внутреннего контроля.
Рост числа нарушений мог стать одной из причин создания ФМиВК, статистика подтверждает, что нарушения в этой области остаются актуальной проблемой, согласен основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. "Создание отдельной службы позволяет концентрировать усилия на контроле и надзоре, устраняя дублирование функций и улучшая координацию между подразделениями. Это повышает оперативность и эффективность принятия решений", — уверен он.
Как отмечает заместитель управляющего петербургским филиалом РосДорБанка Яна Граф, департамент финмониторинга и валютного контроля ЦБ просуществовал практически в неизменном формате многие годы. В его полномочия входили надзор и регулирование различных направлений деятельности как банков, так и НФО, работа банковского "Светофора" (модуль, разработанный Банком России для определения степени риска по компаниям, получающим финансовые услуги, в рамках которого оценка производится по цветовому принципу, где красный сигнал говорит о высокой вероятности неблагонадёжности клиента, и т. д.), санкционные вопросы и многое другое.
Но в последние годы экономика России и тем более финансовая система столкнулись с большим количеством трудностей — небывалым санкционным давлением и необходимостью перестройки устоявшихся процессов, добавляет Яна Граф. Так что в задачи Богдана Шабли, который занял должность руководителя департамента с февраля 2024 года, безусловно, должна была войти реорганизация устаревшей структуры, не отвечающей требованиям и запросам текущего момента, считает она.
"В новой службе будут разделены банковский сектор и НФО, что, разумеется, приведёт к большей упорядоченности действий и позволит каждому подразделению сосредоточиться на собственной специфике. Так, в связи с проблемами международных расчётов активно заработал небанковский формат обеспечения услуг трансграничных переводов — платёжные агенты. Объём подобных операций возрастает в геометрической прогрессии. Возникают вопросы в части ПОД / ФТ. Такое мощное направление требует специального подхода к регулированию и контролю, причём здесь и сейчас", — говорит Яна Граф.
Что касается территориального разброса центров службы и размещения в различных регионах, такой принцип позволит повысить доступность и оперативность контроля, считает руководитель финансово–технологической компании ONLY BANK Виталий Китайчук. Региональные центры смогут быстрее реагировать на местные нарушения, улучшится координация. Централизованные функции надзора повысят качество и скорость обработки данных.
Не исключено, что таким образом регулятор надеется повысить контроль над деятельностью некредитных финансовых организаций, комментируют в компании Webbankir. То, что теперь они выделяются в отдельный объект контроля, говорит о росте данного сегмента. Тем самым Банк России признаёт, что сегодня МФО и другие небанковские организации занимают значительное место на финансовом рынке. При этом, поскольку большинство МФО зарегистрировано в Центральном федеральном округе, вероятно, самым крупным станет ярославский центр, считают в Webbankir.
Не дублировать, а дополнять
Работа службы ФМиВК будет пересекаться с деятельностью Росфинмониторинга — ещё одной госслужбы, которая осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Но эксперты уверены, что полномочия будут чётко разграничены и дублирования функций не будет.
Как поясняет директор Института экономики и финансов ГУУ профессор Галина Сорокина, Росфинмониторинг как структура первого уровня государственной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма работает уже с материалами, собранными надзорными органами второго уровня системы ПОД / ФТ, и занимается расследованиями преступлений в данной сфере, а также совершенствованием механизмов отслеживания и предотвращения финансовых преступлений.
А создание службы ФМиВК ориентированно именно на работу с некредитными, небанковскими финансовыми организациями, к которым относятся в том числе компании по выдаче микрозаймов, ломбарды, страховые компании, инвестиционные фонды. Число нарушений в сфере ПОД / ФТ именно у этих структур, по словам профессора, растёт. Например, в 2022 году количество штрафов за нарушение законодательства в сфере ПОД / ФТ в отношении должностных лиц НФО выше аналогичных по банкам в 11 раз.
"Работа по усилению контроля за НФО ведётся Банком России планомерно, и создание отдельной службы вполне объяснимо, также логичным кажется назначение Богдана Шабли на место руководителя созданной службы, так как она возьмёт на себя функции Департамента финансового мониторинга и валютного контроля. Централизация надзорных функций в одной службе позволит более эффективно отслеживать нарушения в сфере ПОД/ ФТ, совершаемые НФО, и, надеюсь, снизит количество финансовых преступлений, от которых страдают граждане России", — говорит Галина Сорокина.
Денис Астафьев полагает, что служба ФМиВК будет работать параллельно с Росфинмониторингом, но с чётким разграничением полномочий: Росфинмониторинг будет сосредоточен на стратегическом анализе и национальных рисках, в то время как ФМиВК займётся оперативным контролем и надзором.
"Полномочия ФМиВК и Росфинмониторинга, вероятно, сохранятся на прежних позициях, так как коллаборация этих структур доказала в достаточной мере свою эффективность. Например, в работе по программе “Светофор” в контролирующую комиссию входит несколько ведомств, в том числе ЦБ и Росфинмониторинг. Или в части согласования порядка начисления штрафов и прочих регулирующих документов со стороны ЦБ", — говорит Яна Граф.
Затраты окупятся
Как можно увидеть из предлагаемой структуры службы, отдельные её элементы будут заниматься своей частью контроля (контроль над НФО, кредитными организациями), что позволит исключить возможные пересечения полномочий с другими контролирующими ведомствами и равномерно распределить задачи между всеми элементами структуры службы, рассуждает вице–президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Это в свою очередь должно привести к повышению эффективности и оперативности её работы, поэтому введение кросс–территориального подхода можно оценить исключительно положительным образом, считает он.
Владимир Кузнецов также добавляет, что, в соответствии со статистикой Росфинмониторинга за 2023 год, количество организаций, соблюдающих требования ПОД/ ФТ, выросло и достигло 88%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 86%. Это означает, что уровень нарушений в предыдущем году был ниже, чем в 2022–м, и может свидетельствовать об эффективности финансового контроля. Следовательно, создание службы обусловлено не учащением нарушений, а оптимизацией финансового контроля со стороны ЦБ, делает вывод юрист.
В 2023 году отдел надзорной деятельности и правового обеспечения Росфинмониторинга провёл 2198 профилактических мероприятий и 132 информирования в отношении более 600 поднадзорных субъектов, приводит данные статистики службы аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Это позволило увеличить уровень охвата поднадзорного сектора системой ПОД/ ФТ на 2,4%, до 94,6%. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях за 2023 год вынесено и вступило в законную силу четыре постановления о назначении административного наказания, из них два — с назначением штрафов и два — с предупреждениями.
В 2022 году Росфинмониторинг провёл 2528 мероприятий в отношении более 700 компаний и вынес 17 постановлений, в том числе шесть в отношении должностных лиц и 11 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (административные штрафы — два, предупреждения — 15).
"Работа новой службы будет не только пересекаться с деятельностью Росфинмониторинга, но и дополнять её. Скорее всего, они будут как–то интегрированы и централизованы", — рассуждает Владимир Чернов.
Что касается затрат на создание новой структуры ЦБ, по его мнению, они могут стать достаточно высокими, но со временем себя компенсируют.
"Когда речь идёт о централизации работы каких–либо служб и сервисов, в большинстве случаев такие меры целесообразны, как пример сразу вспоминается создание МФЦ в России, которые значительно ускоряют все бюрократические процедуры для граждан", — полагает он.
ЦБ понесёт дополнительные затраты на реорганизацию, включая обучение персонала, создание новых рабочих мест и инфраструктуры, однако в долгосрочной перспективе такие расходы могут окупиться за счёт улучшения эффективности работы и снижения числа нарушений, согласен Денис Астафьев.
Учитывая, что служба создаётся на основе уже существующего департамента, хотя и со значительным переосмыслением функций и задач, а также распределением элементов структуры, можно предположить, что расходы будут не слишком велики, считает Владимир Кузнецов.
По словам Яны Граф, кросс–территориальная структура службы, скорее всего, задумана для снижения базовых издержек: известно, что стоимость содержания и функционирования офиса значительно ниже в регионах, чем в Москве, а современные средства передачи информации позволяют обеспечить качественный уровень коммуникаций между внутренними подразделениями.
“
Не думаю, что создание службы связано с учащением случаев нарушения законодательства. Количество участников банковского рынка серьёзно сжалось за последнее время, аналогичный тренд сейчас наблюдается по рынку МФО, страховых организаций. Среди основных целей создания службы скорее информационно–аналитическое, нормативное, методическое и организационное обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ и валютного контроля. Думаю также, что сохранится важная задача по осуществлению мероприятий, направленных на снижение риска вовлечённости поднадзорных организаций в проведение сомнительных операций. Идеальным вариантом, по моему мнению, было бы не создавать новую службу, а передать в полном объёме функции (либо в части ПОД/ФТ) от Департамента ЦБ в Росфинмониторинг, учитывая, что у последнего также есть свои региональные отделения на территории России.
Ольга Горюкова
директор департамента управления рисками — член правления АО "Свой Банк" (Группа IDF Eurasia)
“
Централизация функций финансового мониторинга и валютного контроля позволит повысить оперативность принятия решений и координацию действий между различными подразделениями. Это может быть особенно важно в контексте борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими финансовыми преступлениями. Кроме того, создание центров финансового мониторинга и валютного контроля на кросс–территориальной основе поможет улучшить надзор за соблюдением требований НФО на различных территориях. Кросс–территориальный принцип может повысить эффективность работы за счёт более широкого охвата финансовых операций и возможности выявления транзакций, которые могут указывать на потенциальные нарушения.
Пётр Щербаченко
доцент Финансового университета при правительстве РФ