"Контакты в контракты": как на выставках создают новую экономику

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Бизнесу и обществу нужны "точки сборки", чтобы найти опору для развития и новые смыслы. Хватает ли для этого ресурсов, "ДП" рассказал генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.

В конце апреля вы выступили с обращением к президенту РФ, предложив две инициативы, которые нацелены на более стремительное развитие как самой отрасли, так и сегмента МСБ. К первой мы ещё вернёмся. Почему сделали акцент именно на малом и среднем бизнесе?
— С 2021 года финансирование участия представителей этого сегмента именно в российских конгрессах и выставках снизилось практически на 25%. Если не брать Москву и Петербург, в регионах такую помощь получает не больше 10 –15 компаний (в год) — 0,15% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса. Такую поддержку оказывают более 400 центров и организаций — лимиты обычно исчерпаны уже к сентябрю. Но единой методики по данному направлению сейчас не существует: где–то субсидируются одни статьи затрат, где–то другие.
При этом система для экспортных мероприятий отлажена и отлично работает. И она очень востребована. Бизнес, пользующийся такой услугой, ставит этот вид поддержки на второе место по эффективности после дешёвых денег: деловые события позволяют решить одну из самых важных задач — найти новых партнёров.
Предложение игроков отрасли — разработать и утвердить единый механизм компенсации не менее 50% расходов для малого и среднего бизнеса для участия в отечественных выставках и конгрессах. По оценке экспертов, сумма составит порядка 2 млрд рублей, которые позволят удвоить количество представителей МСБ на мероприятиях.
Такая мера поощряет не потребительство, а активность. Участие в выставке обходится минимум в 1 млн рублей — если ехать недалеко и строить дешёвый стенд. Для малого и среднего бизнеса это серьёзные деньги — и когда субсидируется часть таких расходов, я считаю это справедливым.
В Китае очень высока активность представителей этого сегмента в конгрессах и выставках, потому что практически большинство предприятий получает 50%–ную субсидию. И это позитивно отражается на развитии конгрессно–выставочной отрасли. Которая наконец закрепила за собой этот статус и вышла на финальный этап получения законодательного обеспечения, необходимого для ещё более активного роста.
Если говорить более предметно, что изменит принятие закона "О выставочной и конгрессной деятельности"?
— Появится системность в развитии отрасли; будут устранены противоречия в нормативно–правовой базе; определены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти; обновлён понятийный аппарат; повысится инвестиционная привлекательность проектов.
Самый эффективный способ повышать показатели по въездному туризму сегодня — мероприятия. Учитывая новую дружественную географию — страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азии (за исключением Китая), — платёжеспособного населения и, соответственно, массового туриста для России там очень мало. Но есть элита в сфере науки, политики, бизнеса, технологий, образования, культуры и так далее — это как раз целевая аудитория конгрессов и выставок.
Соответственно, надо улучшать условия для развития делового туризма, который должен стать драйвером всей туриндустрии. Он выравнивает сезонность, приносит больше денег в экономику, позволяет бизнесу налаживать результативный диалог.
При каких показателях можно будет говорить о нужном балансе в турпотоке?
— Когда деловой туризм вырастет в 2,5 – 3 раза. Причём такой объём необходимо получить в ближайшие 5 – 6 лет. Сейчас деловой туризм растёт приблизительно в 2 раза быстрее массового. В Петербурге по итогам 2023 года первый вырос на 26%, а второй — на 14%. Город посетили 1,2 млн деловых туристов — и в бюджет они принесли 40% от общей выручки индустрии.
Так, сегодня набирает обороты общемировой тренд bleisure (от англ. business и leisure — "бизнес" и "досуг"), когда совмещается деловая поездка с отдыхом. Соответственно, растёт и выручка. Однако под этот тренд сегодня необходимо подготовить релевантный турпродукт, готовое решение под разные сценарии пребывания в нашем прекрасном городе.
Благодаря росту числа деловых туристов — при сохранении текущих тенденций — вся индустрия гостеприимства заиграет другим красками.
А есть ли всё необходимое для достижения поставленных перед отраслью амбициозных целей?
— Нужны площадки. Сегодня работают 33 конгрессно–выставочных центра в 24 регионах страны. При этом по квадратным метрам Москва и Петербург занимают порядка 74%, а по деньгам — ещё больше. Также игроки отрасли используют для мероприятий приспособленные площадки: музеи, заводы, стадионы и пр. Небольшие события, рассчитанные на 100 – 300 человек, проводятся в конгресс–отелях — их на территории страны насчитывается порядка восьмисот. И этого недостаточно. Выставочные комплексы, например, обязательно нужны на приграничных территориях — для решения вопросов налаживания сотрудничества в этих зонах.
Более того, конгрессы и выставки сегодня выполняют функцию института социализации, который формирует смыслы и позитивные впечатления через демонстрацию достижений и живое общение. Яркий пример — выставка "Россия". Сложно переоценить вклад отрасли в сфере внешней репутации, имиджа России. Бизнес тоже активно сегодня использует данный инструмент для развития корпоративной культуры и усиления позиций на рынке в качестве работодателя.
Для строительства новых объектов и запуска проектов нужны инвесторы — закон даст им новые возможности, а также стимулы для вложений средств. Привлекательность направления повышает сама жизнь. Спектр влияния отрасли на экономику и социальную сферу растёт с каждым мероприятием.
Что позволит поддерживать эту тенденцию?
— Главный продукт конгрессно–выставочной отрасли: живое общение в массовых, промышленных масштабах. Причём тема диалога может быть разной — мы говорим про эффект.
Если раньше обычные традиционные выставки в большей степени выполняли сервисную функцию по отношению к другим отраслям, были зеркалом экономики, то выставки и конгрессы современного образца формируют целые отрасли, виды деятельности, компетенции, кластеры, сообщества. Есть проблема — задаётся тематика, проводится мероприятие и появляется на свет решение.
Простой пример — ответы для кадрового вопроса. Появляются конкурсы профмастерства, корпоративные форумы, которые начинают решать проблему в национальных масштабах. Так, осенью прошлого года в "Экспофоруме" прошёл финал всероссийского чемпионата "Профессионалы" — он собрал 130 тыс. студентов–участников со всей страны, 40 тыс. экспертов, 5 тыс. индустриальных партнёров. Это действительно уже фабрика, в работу которой вовлечены производственники, преподаватели, учащиеся ссузов, молодые специалисты. И мы стали свидетелями того, как рождается новая система подготовки кадров, удержания, повышения лояльности, развития и так далее.
Вновь упомяну выставку "Россия" — она ведь не про бизнес. Здесь задействована функция популяризации достижений, продвижение страны, формирование национальной гордости, патриотизма, знаний междисциплинарных и прочих — то есть целая линейка того, что эта выставка формирует.
Сегодня конгрессно–выставочная отрасль — это инкубатор. Она помогает рождению идей, талантов, новых продуктов для общества, бизнеса, страны. Превращает контакты в контракты, а общение — в чувства и впечатления. И поэтому выступает двигателем экономики. Этот тренд точно будет продолжаться.