Настроить продажи: какие онлайн-площадки бизнес выбирает для активного роста

Автор фото: Vostock-photo

В 2021 году было проведено глобальное исследование, которое указало на чёткий тренд в онлайн-поведении покупателей: порядка 38% пользователей выбирали не поисковую систему, а конкретную платформу — маркетплейс или классифайд — для поиска товаров. "ДП" решил разобраться, как распределяется интерес между разными площадками сегодня, и какие новые инструменты позволяют бизнесу повышать свою эффективность в интернет-пространстве.

К 2024 году обозначенный тренд сохранился, отмечают эксперты: крупные онлайн-площадки являются альтернативой "поисковикам". "Например, по данным исследования "Ашманов и партнёры", 46% опрошенных онлайн–покупателей, когда ищут в интернете информацию о товарах перед покупкой, первым делом посещают маркетплейсы, — рассказывает руководитель группы исследований в сервисе eLama Анастасия Шрамкова. — Если посмотреть на данные Mediascope с топом площадок по объёму среднесуточной аудитории, то можно заметить, что аудитория Wildberries на октябрь 2023-го выросла по сравнению с октябрём 2022-го с 11 млн до 26,4 млн человек, аудитория OZON достигла 23,6 млн человек (при условии, что ранее OZON вообще не входил в топ площадок по суточному охвату). Аудитория крупнейшего классифайда Авито выросла с 14,2 млн до 20,5 млн пользователей".

Где "сидит" покупатель

В этой связи весьма показательны данные отчёта Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) по итогам 2023 года: российский рынок интерактивной рекламы и продвижения продемонстрировал исторический максимум с объёмом 807 млрд рублей. Рост составил 55% год к году. И если традиционные сегменты прибавили 32%, то инновационные, которые ассоциацией были выделены в отдельную группу в рамках новой методологии в 2022-м, — 93%. Своё решение эксперты объяснили масштабными изменениями ландшафта российской digital-отрасли. К инновационным сегментам отнесены классифайды, Influencer Marketing, цифровая аудиореклама, мессенджеры, размещение у мобильных операторов, инвестиции в eRetail Media.
Подтверждают изменения предпочтений бизнеса и в eLama. "Если сравнивать темп прироста новых рекламодателей с другими каналами, то классифайды уступают пальму первенства только рекламе в Telegram и продвижению на маркетплейсах. Ещё 16% рекламодателей заявили о своём желании освоить работу с классифайдами в 2024 году. При этом следует отметить, что большинство рекламодателей работает с классифайдами, используя ресурсы внутри компании, только 7% бизнесов передают работу подрядчикам", — делится сведениями Анастасия Шрамкова.
"Для многих мелких бизнесов это реальная возможность заявить о себе", — говорит о подобном формате размещения профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. При этом града­ция площадок, по всей видимости, тоже уже требует актуализации. "Существуют более продвинутые площадки для размещения услуг, например "Профи", которые предоставляют гарантии соответствия предлагаемых услуг заявленным компетенциям. С другой стороны — история размещения рекламы о продаже товаров и услуг существует на крупных площадках, таких как Авито, где есть возможность не только размещать объявления, но и совершать покупки, а также взаимодействовать с продавцами", — уточняет эксперт.
По её мнению, именно более современные модели онлайн–платформ со всем необходимым функционалом, в том числе для продвижения, сегодня могут дать бизнесу больше возможностей для развития.

Актуальные версии

По мнению экспертов, инновационный формат повысил свою привлекательность в том числе за счёт расширения рекламного инвентаря и ассортимента решений для монетизации. Кроме того, бизнесу предоставлено больше инструментов для аналитики.
Систематическое улучшение функционала для бизнеса — важный фактор развития на этом рынке, подтверждают в Авито. Статистика самой площадки, которая придерживается данного принципа, это наглядно подтверждает. Если ещё в октябре 2023 года здесь фиксировали восемь сделок в секунду, то на апрель 2024-го показатель вырос до 10 сделок. На данный момент на платформе зарегистрированы более 3 млн профессиональных продавцов, размещено более 200 млн объявлений. По словам экспертов, предпринимателей площадка привлекает не только тем, что сегодня позволяет открыть здесь магазин для реализации товаров и услуг, но прежде всего тем, что уже сформирован спрос, есть широкая, а главное — вовлечённая аудитория и "простая" воронка продаж. Однако при этом и конкуренция очень высока, соответственно, только лишь привлекательного предложения для успешной торговли может оказаться мало, тем более когда для селлера платформа является единственным каналом сбыта.

Рентабельность вложений

Среди очевидных потребностей бизнеса — оптимизация расходов на рекламу. Одна из опций, позволяющих не переплачивать, — это расширенная статистика, которая позволяет производить post-view и в целом сквозную аналитику, говорят эксперты. Например, на Авито она "встроена" и работает "по умолчанию", просто не все предприниматели помнят о её важности. Благодаря аналитике можно своевременно обнаружить слабые места в продвижении, повысить рентабельность вложений. А если связать личный кабинет с CRM-системой, можно проследить всю воронку продаж — от просмотра объявления на платформе до заключения сделки на стороне компании через сайт, мессенджеры или по телефону.
Но есть и специализированные инструменты. Так, на Авито пошли дальше формата "аналитики по факту" и предложили пользователям уже на этапе запуска продвижения объявления увидеть прогноз дополнительных просмотров. Его можно менять, увеличивая или уменьшая количество дней кампании и суточных затрат. Здесь также не учитывается органический трафик, который объявление наберёт само. В зависимости от продукта он составит от 30 до 70%, говорят в компании. Услуга появилась на площадке в сентябре 2023 года и, по данным экспертов, пользуется достаточно большим спросом, особенно в нишах, где высокая конкуренция.
"90% наших клиентов используют услуги продвижения на Авито. В нишах и городах с невысокой конкуренцией достаточно выбрать услугу продвижения меньшей силы, чтобы гарантированно попадать на первые строчки выдачи платформы по поисковым запросам. В то же время в городах–миллионниках в популярных категориях без продвижения не обойтись — конкуренция слишком высокая. Но высокая конкуренция в большинстве случаев говорит о высоком спросе. Применение более сильных услуг продвижения позволит регулярно получать большое количество заявок. В основном инвестиции в продвижение окупаются за счёт роста выручки, и этот инструмент получается эффективно использовать", — комментирует основатель рекламного агентства "Море трафика" Александр Горбачёв.
Также интерес к продвижению на площадке проявляют те, кому необходимо осуществить продажи в короткие сроки, добавляет собеседник "ДП". По оценке команды разработчиков, встроенные в инструмент алгоритм искусственного интеллекта и аукционная механика позволили повысить эффективность продвижения на 10% по сравнению с предыдущими предложениями платформы.
Этот пример демонстрирует, что современный маркетинговый инвентарь всё больше стремится к повышению уровня предсказуемости рекламных кампаний. Что, соответственно, позволяет бизнесу более релевантно распределять бюджет. Ещё один вывод: игроки рынка интерактивной рекламы и продвижения, предлагая новые инструменты, делают ставку на повышение их эффективности для работы, что привлекает новых пользователей — со стороны как бизнес-сообщества, так и потребителей. Такие продукты создаются не столько, чтобы площадки могли увеличить свою прибыль, сколько для повышения ценности услуг онлайн-платформы. Другой вопрос, что выбор релевантных инструментов для более эффективного управления продажами всё же остаётся на стороне самих предпринимателей.