Петербургский тракторный завод намерен выпускать зерноуборочные комбайны для фермеров под собственным брендом. Сейчас в этом сегменте доминирует техника из Китая.
Производитель комбайнов "Титан" и Петербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в холдинг "Кировский завод") сообщили о создании альянса для развития российско–белорусского проекта по выпуску линейки сельскохозяйственных машин. Фактически в партнёрстве примет участие и белорусский холдинг "Гомсельмаш": с 2023 года "Титан" выпускает модифицированную версию его комбайна GS–10 на заводе в Тамбове. На белорусском заводе эта модель была снята с производства в 2021 году. Теперь её выпускают только в России. Ранее долю нашей страны в общем объёме экспорта "Гомсельмаша" оценивали в 65–70%.
Производство новой версии этого комбайна развернут и на мощностях ПТЗ, при этом машину будут выпускать под названием "Кировец К–100". "Инициатива имеет цель восполнить дефицит в этом сегменте сельхозмашин после ухода с отечественного рынка ряда иностранных брендов", — рассказали в пресс–службе Кировского завода.
Там уточнили, что "Кировец К–100" будет иметь двигатель ЯМЗ мощностью 250 л. с., зерновой бункер 7 м3 и молотильно–сепарирующее устройство барабанного типа с клавишным соломотрясом. Таким образом, машина претендует на конкуренцию в сегменте комбайнов средней мощности. На Кировском заводе обещают высокую ремонтопригодность и простоту обслуживания, а также оснащение цифровыми сервисами в базовой комплектации.
Первые 10 машин выпустят в июле текущего года, годовой объём производства в ПТЗ оценили в 500 единиц. При этом выпускаемая линейка может быть расширена.
"Мы видим сохраняющийся дефицит на российском рынке комбайнов, который, по некоторым оценкам, составляет 36 тыс. единиц. Это подтолкнуло нас к поиску партнёра, который помог бы более интенсивному развитию начатого в прошлом году проекта", — передал через пресс–службу генеральный директор ООО "Титан" Алексей Нистратов.
Процент локализации производства комбайна на ПТЗ пока не разглашают. Степень должна быть высокой, поскольку этого требуют нормативы государственной поддержки сельхозмашиностроителей и аграриев. Ценовое соглашение с "Росагролизингом" на поставку "Кировцев К–100" аграриям по программе льготного финансирования уже заключено, хотя сроки начала поставок тоже пока не озвучены.
"После получения предложения расширить узкие места производства комбайнов мы сразу же включились в проект", — передал через пресс–службу директор АО "ПТЗ" Сергей Серебряков. Можно предположить, что в том числе будет локализовано производство ведущих мостов (соединяющих ведущие колёса одной оси). ПТЗ ранее заявлял о планах начать их производство для тракторов и спецтехники в конце 2024 года. Объём инвестиций в строительство и оснащение этого цеха оценивался в 10 млрд рублей (в том числе 5 млрд составит льготный заём федерального Фонда развития промышленности), а мощность — в 7,5 тыс. единиц продукции в год. Кроме того, в 2023 году в рамках модернизации ПТЗ закупил новое оборудование, расширил цех по производству изделий из пластика и запустил новый участок сдаточного производства.
В январе–мае текущего года производство и отгрузка продукции сельскохозяйственного машиностроения на российский рынок сократились на 2,5%, до 90,1 млрд рублей, сообщил президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин. "Ещё один тревожный момент, что мы постепенно теряем долю рынка в современных условиях и очень динамично растёт импорт техники. Статистика показывает, что импорт растёт двузначными, а подчас и трёхзначными темпами", — отметил он (цитата по ТАСС). Особенно тяжёлой глава "Росспецмаша" назвал ситуацию на рынке строительно–дорожных машин, оценив долю рынка, занятую иностранными поставщиками, в 95–98%.
Амбиции в отношении этого сегмента у ПТЗ тоже есть. Завод недавно представил свой первый автогрейдер "К–714" эксплуатационной массой 14–16 тонн. Машина относится к среднему классу автогрейдеров, который считается самым востребованным на рынке дорожно–строительной техники. По данным "ДП", первую партию из нескольких десятков машин холдингу уже заказал крупнейший дорожный подрядчик Северо–Запада — компания "ВАД".
ПТЗ также производит шесть моделей тракторов серии К–7М (мощность 300–460 л. с.) и две — серии К–5 (мощность 250–300 л. с.) под брендом "Кировец", несколько видов дорожно–строительных и специальных машин.
По собственной оценке, ПТЗ входит в топ–5 мировых производителей тракторов, а в объёме российского производства сельскохозяйственных и промышленных машин ПТЗ оценивает свою долю в 60%.
В прошлом году завод начал серийный выпуск тракторов с системой автономного управления "Кировец–Агропилот", а также "Кировец К–525" с новой двухрежимной автоматической коробкой передач Т5–А.
Кроме ПТЗ "материнское" ПАО "Кировский завод" контролирует 17 дочерних обществ, в которых работают более 5 тыс. человек. Группа компаний занимает территорию площадью 160 га на юго–западе Петербурга, в том числе имеет прямой выход на Финский залив по береговой линии длиной более 2 км.
В последние годы холдинг продал два своих крупных актива — производителя турбин "Киров–Энергомаш" ("Росатому") и металлургический завод "Петросталь" (неназванному инвестору), после чего сосредоточился на машиностроительной отрасли.
Директор ПТЗ Сергей Серебряков возглавил и ПАО "Кировский завод". В свою очередь, возглавлявший до этого "материнскую" компанию Георгий Семененко (№31 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2023) занял пост главы совета директоров. В прошлом году ПТЗ вместе с заводом "Универсалмаш" внесли наибольший вклад в общий объём продаж группы, говорится в годовом отчёте ПАО.