Балтийский завод ушёл в рекордный минус на 19 млрд рублей

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Строительство атомных ледоколов "Сибирь" и "Урал" принесло Балтийскому заводу в 2023 году убытки в 19 млрд рублей, почти сопоставимые с выручкой.

Петербургский строитель атомных ледоколов АО "Балтийский завод" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил 2023 год с рекордным убытком. Выручка АО в 2023 году выросла на 7%, до 21,1 млрд, а чистый убыток достиг 19 млрд рублей по сравнению с прибылью 5,1 млрд годом ранее, говорится в отчётности предприятия.
В пресс–службе верфи отказались от комментариев. Однако оценка причин, по которым ухудшилось финансовое положение, приведена в её отчёте за 2023 год. "Основной убыток сложился в связи со сдачей планово–убыточных заказов: первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 (“Сибирь”, “Урал”). Убыток предприятия за 2023 год составил 18,98 млрд рублей", — говорится в документе.
Напомним: Балтийский завод строит по заказу "Росатома" серию этих самых больших и мощных атомных ледоколов в мире: они могут проводить караваны судов, пробивая арктический лёд толщиной до 3 м. Кроме того, за счёт двухосадочной конструкции атомоходы могут работать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Три из них — головная "Арктика", а также серийные "Сибирь" и "Урал" уже переданы заказчику.
Как следует из отчёта Балтзавода, в контракте на строительство "Сибири" по первоначальной калькуляции заложили низкую плановую рентабельность, которую в дальнейшем свели на нет несколько причин. В их числе многочисленные корректировки техпроекта, проектной и конструкторской документации, рост цен, ослабление рубля (а следом материалов и оборудования) в период строительства ледокола, себестоимость собственных и контрагентских работ (напомним: сдачу "Сибири" перенесли с 2019 на 2021 год).
Увеличилась также стоимость энергоресурсов и содержания сдаточных баз, а ставку налога на добавочную стоимость (НДС) в контракте повысили с 18 до 20% без изменения его цены. Верфь также понесла дополнительные расходы на предоставление банковской гарантии и страхование, а в конце цену контракта уменьшили из–за переноса места сдачи, после чего заказчик выставил верфи затраты на перегон атомохода.
Рост валового убытка при строительстве "Урала" произошёл по аналогичным причинам (напомним: его сдачу перенесли с декабря 2020–го на ноябрь 2022 года). При этом, как прогнозирует предприятие, строительство двух следующих атомоходов серии — "Якутии" и "Чукотки" — также не будет прибыльным. "По итогам исполнения договора на строительство третьего и четвёртого серийных УАЛ проекта 22220 прогнозируется отрицательный финансовый результат, в связи с чем в 2023 году... создан резерв на величину ожидаемого убытка", — говорится в отчёте. Из–за отрицательного финансового результата в 2021 и 2023 годах непокрытый убыток Балтийского завода на конец 2023–го составил 35,8 млрд рублей, сказано в документе.
Проблемы с рентабельностью проекта 22220 обозначились ещё при строительстве головной "Арктики". Обоснование её цены посчитали в 2008 году, а контракт на строительство с верфью заключили в 2012–м. "За время строительства экономических “подпрыгиваний” было довольно много, а около 75% цены атомохода — это поставки оборудования и материалов", — говорил весной 2023 года генеральный директор Балтийского завода (на тот момент) Алексей Кадилов.
Он также отмечал, что "Росатом" как заказчик воспринимал убытки верфи как её неэффективность. "Эта так называемая неэффективность понятна в каждой строчке контракта: стоимость материалов предполагалась одна — фактически она значительно больше, оборудование в 2008 году предполагалось одно — в реальности было необходимо значительно больше, расходы также увеличились. Та же заявленная трудоёмкость оказалась на 2,5 млн часов меньше, чем получилось на практике", — перечислял он.
По словам топ–менеджера, проблема сохранилась на следующих, серийных атомоходах: ведь за базу для определения их стоимости бралась цена головного. А для улучшения ситуации верфи необходима модернизация, подчёркивал Алексей Кадилов.
На данный момент Балтзавод оценивает свой портфель заказов в 273 млрд рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2022–м.
В 2024 году верфь планирует провести ходовые испытания и передать заказчику атомоход "Якутия", готовится к спуску "Чукотка", заложен следующий, шестой ледокол — "Ленинград" и многофункциональное судно атомно–технологического обеспечения проекта 22770. Верфь также строит два модернизированных плавучих энергетических блока проекта 20871. Возможно, эти новые контракты позволят ей улучшить финансовое положение.
Балтзавод входит в пятёрку верфей страны, которые могут строить крупнотоннажные морские транспортные суда, необходимые для освоения Северного морского пути (также это дальневосточная СК "Звезда", Керченский судостроительный завод им. Б. Е. Бутомы, "Севмаш" и Адмиралтейские верфи). В его судостроительном производстве два наклонных стапеля (длиной 350 м и 245 м), на которых можно строить и спускать на воду суда водоизмещением до 100 тыс. и до 40 тыс. тонн соответственно. А крытый эллинг предназначен для сборки судов и кораблей водоизмещением до 5 тыс. тонн. На верфи работают 6 тыс. человек.