Смольный и власти Мурманска заинтересовались X–Cross 7 петербургской сборки

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Федеральные власти включили в список автомобилей для госслужащих машину петербургской сборки. Xcite X–Cross 7 может быть интересна полиции и госорганизациям, считают эксперты.

Минпромторг России на прошлой неделе расширил перечень отечественных автомобилей, которые рекомендованы государственным и муниципальным служащим для приоритетного использования в служебных целях. Его дополнили автомобилями Lada Largus, Xcite X–Cross 7, а также моделями марок "Газель" и "Соболь".
В числе брендов, включённых в перечень, — традиционные российские автобренды Lada, УАЗ и ГАЗ, есть также Aurus, Evolute и "Амберавто". Кроме них в списке несколько иностранных брендов: китайский Haval (завод работает в Тульской области), Kaiyi, Baic и SWM (их выпускает "Автотор" в Калининграде), а также Citroёn (производства "Автомобильных технологий" в Калужской области).
Напомним: Минпромторг включает в перечень машины с российским VIN–номером, которые выпускают на отечественных автозаводах в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Иными словами, автобренд планирует постепенно увеличивать локализацию производства машин в России. Чиновникам при планировании закупок рекомендуют в первую очередь ориентироваться на упомянутый выше список.
В Петербурге расположены три предприятия по выпуску легковых автомобилей. Бывший завод Toyota передан компании "Аурус", производство на нём планируют начать до конца 2024 года. Включённый же в список кроссовер Xcite X–Cross 7 выпускают в Петербурге на бывшей площадке Nissan. Её после ухода японского концерна из России контролирует ФГУП "НАМИ". "Включение нашей модели в перечень Минпромторга РФ — это большой успех всей нашей команды", — передал через пресс–службу гендиректор ООО "Автозавод Санкт–Петербург" Иван Миронов. Он выразил уверенность, что автомобиль будет востребован среди государственных и муниципальных служащих.
Как рассказали на предприятии, с момента старта продаж (27 мая текущего года) и на конец июня было продано более 550 автомобилей. Такой результат на заводе назвали отличным для молодого бренда. Всего же с момента запуска производства в 2023 году выпустили около 10 тыс. автомобилей. "Программа корпоративных продаж автомобилей Xcite ещё не запущена. Мы ведём переговоры с правительством Санкт–Петербурга о поставках наших автомобилей городским предприятиям", — отметили в пресс–службе автозавода. Добавим: предприятие осенью планирует начать выпуск полноприводного кроссовера и в целом готово нарастить объём выпуска до любого, который потребуется рынку.
Поставки Xcite госслужащим пока действительно не начались. По данным системы "ЕИС Закупки", за последний год наибольшим спросом у государственных организаций страны пользовались автомобили Lada Granta, Niva Travel и Lada Vesta, хотя в целом запросов на их закупку было не очень много (более подробно см. инфографику).
Отметим, что, например, власти Нижегородской области потратили почти 39 млн рублей на покупку более 10 автомобилей "Москвич 6" и "Москвич 3". Смольный же пока направляет средства на сервисное обслуживание своего автопарка, а большие по объёму средств закупки связаны с санитарным автотранспортом, автомобилями для пожарных и скорой помощи. Что касается Ленинградской области, то там, вероятно, предпочитают китайский автопром. Осенью 2023 года комитет госзаказа региона закупил 10 легковых автомобилей за 45 млн рублей, не указав их марку. А в 2024–м автобаза правительства области разместила закупку ещё шести машин за 21 млн, и, по предположению "ДП", это была модель Haval F7.

Авто для госучреждений

По словам автоэксперта Дениса Гаврилова, чаще всего автомобилю для чиновника требуется мощный двигатель и просторный салон, особенно в заднем ряду, а также ремонтопригодность и наличие запчастей в оперативном доступе, что актуально в связи со старением парка машин, закупленных до 2022 года. Основной спрос у региональных чиновников — это седаны D и E классов (который зависит от ранга госслужащего). Сейчас такие автомобили в Россию можно только импортировать. Например, это Toyota Camry или Avalon, некоторые модели Audi и Mercedes, а также Kia K5. В свою очередь, модели бренда Aurus — это F–класс, который закупают в основном федеральные структуры.
"Из китайских седанов, реализуемых официально в России, пока сложно назвать те, которые могли бы соответствовать характеристикам, как у перечисленных машин. Поэтому госслужащие и не выбирают седаны из Китая, а продлевают срок эксплуатации европейцев, японцев и корейцев", — говорит Денис Гаврилов. По его прогнозу, автомобили Xcite, вероятно, будут приобретать учреждения, подведомственные администрации города. Например, предприятия, работающие в сфере инфраструктуры, благоустройства, лесничества и дорожного хозяйства. "Возможно, интерес к автомобилям Xcite будет со стороны полиции или других специальных служб. Им важна проходимость, вместимость багажника и относительная просторность салона", — отмечает Денис Гаврилов.
Дилерам уже известно об интересе к автомобилям Xcite со стороны администраций Петербурга и Мурманска, рассказал "ДП" коммерческий директор сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский. Запуск производства Aurus в Петербурге — всё–таки ожидание, а кроссоверы Xcite во всех цветах и комплектациях уже представлены в дилерских центрах Lada по России, отмечает он. "Наша компания участвует в госзакупках, а также поставляет автомобили для госслужащих в города присутствия на территории СЗФО. Наибольшей популярностью раньше пользовались автомобили Lada Vesta и Lada Niva, последние были особенно интересны в региональных центрах", — говорит Александр Шапринский.

Насчёт Solaris есть сомнения

Отметим, что на третьем автозаводе Петербурга (ранее принадлежавшем Hyundai) автомобильная компания "АГР" перезапустила выпуск линейки машин под брендом Solaris: HS, HC, KRS и KRX. С момента рестарта в феврале 2024 года по июнь предприятие выпустило 7,9 тыс. машин. Однако ни одной из моделей этого бренда в обновлённом списке Минпромторга для госслужащих нет. В министерстве и в самой компании не стали комментировать эту ситуацию.
"Если у Xcite шансы неплохие, то насчёт Solaris есть определённые сомнения. Ведь купить мало — дальше машины нужно будет обслуживать, ремонтировать. И если с перелицованным Chery всё понятно, то с Solaris немного туманно", — рассуждает директор по развитию бизнеса ГК "Петровский" Сергей Новосельский.
Сейчас у завода есть какое–то количество машинокомплектов, но непонятно, как будет налажена цепочка поставок запчастей и кузовных деталей. А в случае с государственными структурами ждать никто не станет, ремонты нужно будет делать в срок.
"Учитывая текущие незначительные объёмы продаж Solaris и минимальную дилерскую сеть, прогнозировать поставки запчастей сейчас сложно. В то же время у Xcite есть тыл в виде АвтоВАЗа с его каналами поставок и развитой сетью дилеров", — отмечает он.
Что касается Aurus, то всё будет зависеть от расширения модельного ряда и появления более доступных версий автомобиля. "Пока это бренд исключительно для первых лиц — не важно, в бизнесе или в государственных органах", — отмечает Сергей Новосельский. Автомобили класса Solaris (если говорить про седаны) и раньше не были популярны в секторе госзакупок, соглашается Денис Гаврилов. "Может быть, заинтересует модель Creta, но, скорее всего, опять же госпредприятия, а не структуры Смольного", — полагает он. Обновление автопарка госслужащих — процесс постепенный. Пересаживаться на машины российской сборки будут по мере выхода из строя нынешнего служебного транспорта.
Однако курс на импортозамещение уже взят, и, как ожидается, он поддержит развитие российского автопрома.