Взяли по–дружески: петербургское НПО приобрело акции завода в Ульяновске

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Петербургское НПО "Прецизионное станкостроение" приобрело акции завода по производству фрезерных станков "Фрест" в Ульяновске.

С середины июня ульяновское АО "Фрест" возглавляет топ–менеджер одной из дочерних компаний "Прецизионного станкостроения" Иван Максимов. Участники рынка обращают внимание на слишком узкую специализацию "Фреста" и сомневаются в его перспективности.

"Это не список, в котором мы потеряемся…"

Руководитель петербургского ООО "Техно–Сервис" (стопроцентная "дочка" НПО "Прецизионное станкостроение", занимается монтажом оборудования для нефтегазовой и химической промышленности) Иван Максимов в середине июня возглавил ульяновское АО "Фрест". Эта компания выпускает станки для железнодорожного транспорта — для ремонта колёсных пар и деталей грузовых вагонов, а также вертикально–фрезерные станки общего назначения. По данным СПАРК, выручка "Фреста" за 2023 год составила 168,8 млн рублей. По результатам исследований Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, "Фрест" входит в топ–5 работодателей региона с самыми высокими зарплатами.
По словам Ивана Максимова, он готов на собственном примере показывать, что станкостроение может представлять интерес для молодых специалистов.
"Станкостроение — достаточно узконаправленная отрасль, а “Фрест” — самостоятельная единица в Ульяновске со своим опытом в станкостроении, имеет хороший багаж в промышленных тяжёлых станках. Я с удовольствием готов возрождать профессию. Специалисты у нас достаточно взрослые, опытные, а я показываю своим примером, что молодым людям станкостроение тоже интересно и важно в сегодняшней ситуации. В России не много производителей таких станков, особенно учитывая, что у “Фреста” достаточно узкое направление — колёсотокарное. Мы в основном работаем с колёсотокарными парами. Такие производители есть, но это не список, в котором мы потеряемся. С учётом опыта “Фреста” — мы одни из лидеров. Конструкторская документация изготавливалась ещё в СССР, а штат компании составлял 600 конструкторов. Качество наших станков намного выше китайских — модернизация происходит, но качество ещё оттуда, из СССР. Основные заказчики — депо, всё, что связано с железной дорогой", — рассказал о своих планах новый руководитель ульяновского предприятия.

Искали правильного покупателя

Назначение Ивана Максимова руководителем ульяновской компании произошло после того, как на общем годовом собрании акционеров "Фреста", прошедшем в апреле 2024 года, сменился состав его совета директоров. Два из пяти мест заняли петербуржцы Константин Ладыгин и Рафик Аббясов, каждый из которых распоряжается 20% голосов общества. Новые члены совета директоров ульяновского станкостроительного завода являются участниками петербургской бизнес–группы, объединённого ООО "НПО “Прецизионное станкостроение”", в которое входят около двух десятков компаний.
Константин Ладыгин также владеет долями "Аллегро" и компании "Копия" вместе с Семёном Стомпелем и 50%–ным пакетом ООО "Станкозавод ТБС", который он выкупил у НПО "Прецизионное станкостроение" в мае ("ДП" писал об этом). Станкозавод "ТБС" производит горизонтально–фрезерные расточные станки. Но основной бизнес Константина Ладыгина — возглавляемое им петербургское АО "Безопасные технологии", чья выручка в 2023 году составила 2,8 млрд рублей. Новый гендиректор ульяновского "Фреста" Иван Максимов в прошлом сентябре сменил Константина Ладыгина на посту руководителя "Техно–Сервиса".
Рафик Аббясов возглавляет НПО и владеет 7,25% его долей, возглавляет его "дочку" ООО "Московский тракт" (управляет недвижимостью), а также выступает партнёром основных собственников НПО: Семёна Стомпеля в компании "Аллегро" (производит неэлектрические печи и горелки) и Юлии Ладыгиной в частном образовательном учреждении дополнительного образования "Профиль".
Рафик Аббясов подтвердил факт приобретения "Прецизионным станкостроением" акций "Фреста".
"Предприятие это не вновь появилось — оно из нашего хорошего прошлого. У них много своей клиентуры, живут они, может быть, без должной динамики и агрессивного роста, но свою нишу занимают, наверное, эта ниша может укрепиться, потому что конкуренция на рынке немного ослаблена. “Фрест” занимается очень похожей номенклатурой с входящим в нашу бизнес–группу петербургским Станкозаводом “ТБС”. У заводов давние дружеские связи, бывший генеральный директор Станкозавода “ТБС” покойный Леонид Спектор с ними плотно работал. Пришло время, когда владельцам завода “Фрест” уже достаточно много лет, основатель компании на пенсии, и коммерческо–бытовые обстоятельства сподвигли соединиться. Они искали хорошего, правильного покупателя, чтобы не просто распродать оборудование, а продолжить дело, которое начинали когда–то", — рассказал руководитель петербургского НПО "Прецизионное станкостроение" о причинах, побудивших приобрести акции ульяновского завода.

Маленький свечной заводик

Генеральный директор ООО "ЗМК НИИЭФА–Энерго" (петербургский завод металлоконструкций) Михаил Дигин не стал бы покупать для нового предприятия фрезерные станки российского производства.
"У нас на предприятии все вертикально–фрезерные станки отечественные, 1980–х годов выпуска. Новые мы не покупали — работаем на старом оборудовании. Эти станки работают, и они ремонтопригодны, на нашем предприятии не видно смысла замены на импортные. Для нового предприятия, конечно, надо покупать новое оборудование — новое подразумевает европейское. Токарные станки у нас немецкие, они очень хорошо себя показали. На новый завод стоит купить импортное фрезерное оборудование", — полагает руководитель ЗМК "НИИЭФА–Энерго".
Руководитель департамента продаж железнодорожной техники петербургского ООО "Дизельзипсервис" (производит, ремонтирует и обслуживает дизельные двигатели) Антон Порохин не видит перспектив у ульяновского "Фреста": "Номенклатура этого предприятия очень узкоспециализированная, соответственно, рынок для неё ограниченный и зависящий от развития ремонтных депо и предприятий по изготовлению подвижного состава. Учитывая, что пик закупок железнодорожного транспорта в России на сегодняшний день преодолён, думаю, спрос на такую номенклатуру будет незначительным. По сути это ремонтная компания, имеющая прогнозируемый спрос на ремонт станков, которые уже находятся в эксплуатации. “Маленький свечной заводик” без перспективы развития по выручке и объёмам производства".
Досье:
АО "Фрест" зарегистрировано в 1992 году в Ульяновске. Компания специализируется на производстве и оптовой торговле металлообрабатывающими станками, основная продукция — станки для железнодорожного транспорта и вертикально–фрезерные станки общего назначения. Выручка "Фреста" за 2023 год составила 168,8 млн рублей, состав акционеров не разглашается. После 2022 года компания не участвовала ни в одном арбитражном споре.