И "шашечки", и ехать, и подешевле бы: конкуренция на рынке такси почти умерла

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Вчера, 11 июля, ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, посвящённого восприятию услуг такси. Этот вид транспорта входит в тройку самых популярных у россиян (38%), уступая наземному транспорту (58%) и личному автомобилю (55%). Разумеется, чем крупнее населённый пункт, тем выше востребованность такси: если в городах с численностью населения до 100 тыс. человек им пользуются 34% опрошенных, то в "миллионниках" — уже 46%, а в Москве и Санкт–Петербурге — и вовсе 51%.
Три четверти (76%) при выборе такси прежде всего обращают внимание на цену. Дальше с большим отрывом идут такие факторы, как скорость подачи автомобиля (56%), название компании–перевозчика (36%), способ оплаты (32%) и рейтинг водителя (28%). Чаще всего россиян останавливает от вызова такси высокая стоимость поездки. Так ответили 60% респондентов. Две трети (66%) заметили рост цен "на шашечки" за последний год и только 3% — снижение.
Всё это должно наталкивать власти на определённые мысли. С 1 сентября прошлого года были ужесточены требования как к компаниям–перевозчикам, так и к самим таксистам. Всё это почти сразу привело к повышению расценок.
Но есть и другая причина. Она содержится в результатах опроса. Когда у респондентов спросили, каким приложением для заказа такси они чаще всего пользуются, 79% (!) сказали, что это "Яндекс.Такси". "Максим" назвали 8% опрошенных, Uber — 5%, "Везёт" — 3%. Доля всех остальных служб — по 1% и менее.
Интересно, в каком ещё сегменте российской экономики одна компания так сильно доминирует над остальными? Сбербанк в финансовом секторе и X5 в ретейле могут о таких долях только мечтать. На ум приходит "Газпром". Но он всё–таки преимущественно государственный, а "Яндекс.Такси" — частный игрок.
Когда появляется монополия, цены растут. Это прописная истина. И кажется, пришла пора задуматься, как на рынке такси умерла конкуренция и что делать, чтобы её вернуть.