От Петроградки до Škoda: как петербургский инженер заменил иностранные станки

Автор фото: citywalls.ru
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Петроградский район — путь к успеху Ивана Семёнова, который смог превратить свой завод из станков для набивки папирос в крупнейшее предприятие по производству полиграфических машин. Подробности — в материале на "ДП".
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР", с которым мы делаем специальную рубрику.

Устранить конкурента

В России во второй половине XIX века началось бурное развитие рынка папирос. Для удовлетворения растущего спроса на этот продукт необходимо было оборудование. Первые машины изготавливали только рубашки папиросных гильз, а картонные мундштуки и тем более табак приходилось набивать вручную. К концу 1880-х годов стали появляться машины, уже автоматически вставлявшие мундштук. Наиболее популярной в России была машина производства французского завода "Перро Мино", основатель которого и был её изобретателем.
Гильзовые машины завода "Перро Мино" стояли и на табачной фабрике Шапошникова в Северной столице. На эту фабрику в 1887 году после окончания Петербургского технологического института поступает работать механиком Иван Александрович Семёнов. Быстро став заведующим машинным отделением (по-современному говоря: главным механиком, а заодно главным энергетиком фабрики), он усовершенствовал имевшиеся там гильзовые машины, а также другую технику. В 1890 году, уйдя с фабрики и по некоторым сведениям получив ссуду от владельцев столичных табачных фабрик, он арендовал помещение на углу Обводного канала и Серпуховской улицы и основал механическую мастерскую, где имелись один строгальный, два сверлильных и пять токарных станков. Трудились там 15 рабочих. В июле того же года был выпущен первый опытный образец машины для производства гильз. Эта пробная машина была поставлена на фабрику Богданова в Петербурге. Машина понравилась, хозяин фабрики заказал ещё три.
Машина, сконструированная Семёновым, имела ряд преимуществ по сравнению с аналогами тех лет. Она была снабжена устройством, позволяющим печатать на рубашке гильзы название марки папирос или иной текст. Сама машина была в три раза производительнее французского аналога. Кроме того, машины изготавливались очень качественно и были надёжны в эксплуатации.
Вскоре при таких достоинствах последовали заказы и от других "табачных королей" России. Это потребовало увеличения производственных площадей. И вот в декабре 1896 года на улице Песочной (ныне Профессора Попова) в Петербурге в специально построенных цехах было открыто предприятие, носившее название "Машиностроительный завод инженер-технолога И. А. Семёнова". Это позволило уже в первый год работы завода достичь выпуска в 140 единиц техники. Так началась история российского станкостроительного завода на Петроградке.
Автор: citywalls.ru

Зарубежный успех

В 1898 году первая семёновская машина отправилась за рубеж: на отделение российской фабрики Laferme в Дрезден. Жители Петербурга знают эту фабрику как табачную фабрику Урицкого. Качество гильзовых папиросных машин завода Семёнова получило и официальное признание: серебряная медаль Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, Гран-при Всемирной выставки в Париже 1900 года, Золотая медаль Большой парижской выставки 1902 года и другие награды.
Всего на 31 декабря 1902 года было выпущено 827 гильзовых машин, из них 187 были отправлены в 10 стран Европы, Азии и Северной Америки.
В том году станочный парк завода насчитывал 65 единиц оборудования, в том числе и самых высокоточных. На заводе трудилось около ста рабочих и девять служащих. Интересно, что сам владелец завода — Семёнов, не брезговал никакой работой. Он по воспоминаниям сотрудников выполнял множество функций: мастера, конторщика, контролера и т. д., а при необходимости мог и сам встать за станок.
Автор: citywalls.ru

Новая продукция

Стала расширяться номенклатура продукции: с 1905 года начали выпускаться автоматические чаеразвесочные весы, которые, кстати, тоже вскоре стали поставляться за рубеж. Это были первые в мире автоматические весы. Их конструкция оказалась столь удачна, что весы этой системы использовались на отечественных чаеразвесочных фабриках вплоть до 70-х годов ХХ века. Но главное: завод Семёнова стал первым заводом точного машиностроения в России.
В 1906 году по приглашению Семёнова на завод пришёл Александр Григорьевич Кацкий. Пришёл, что называется, всерьёз и надолго. Практически сразу стал и главным конструктором, и главным инженером, и по сути занял пост технического директора завода. Кацкий даже поселился рядом (Песочная, 12, квартира 8, а завод был прописан в доме №6). Пришёл он не с пустыми руками, а точнее, мозгами. У него уже имелась разработка машины для набивки табаком папиросных гильз. Первая папиросная машина системы Кацкого была выпущена в 1907 году. А ещё им был сконструирован первый отечественный таксометр, отмеченный дипломом на выставке новейших изобретений в 1909 году в Петербурге, и ставший обязательным прибором учёта, устанавливаемого на первые в России такси. В 1914 году на заводе с годовым объёмом производства в 500 тыс. рублей (1,25 млрд рублей на наши деньги) трудилось 275 рабочих. Почти треть продукции завода отправлялась на экспорт.
Талант инженера и менеджера, а также научная организация труда во многом и позволила продукции завода Семёнова занять передовые позиции на отечественном рынке техники для производства папирос, практически вытеснив иностранную технику. А рынок был громаден: в 1902 году в России было 419 табачных фабрик, из них только в Петербурге более десяти.

Жизнь после революции

После Февральской революции производство табачного оборудования полностью прекращено, а 27 июля 1917 года завод был закрыт. Вновь открыт после Октябрьской революции, и 11 января 1918 года на нём был введён рабочий контроль. Завод был национализирован на основании декрета СНК в июне 1918 года.
Бывшему хозяину места на заводе не нашлось. В документе, выданном Петросоветом в 1918 году в качестве удостоверения личности, Иван Семёнов значился преподавателем Технологического института. С этим документом он сначала уезжает на свою дачу в Рощино (тогда — Райвола, территория Финляндии), а потом в Германию и оттуда в Чехословакию. Расчёт его был весьма прагматичным: вновь созданной республике нужно было налаживать собственное промышленное производство, страна нуждалась в опытных инженерных кадрах. Его талант конструктора и инженера пригодился на заводе Škoda, где он наладил выпуск табачной техники. Умер талантливый русский инженер и предприниматель в Карловых Варах.

Завод без своего основателя

На бывшем заводе Семёнова управляющим назначили считавшегося сочувствующим большевикам мастера Владимира Яковлевича Алфёрова, а Кацкого, благо претензий у рабочих к нему не было, поставили техническим директором. Он восстановил нарушенный за время революционных событий порядок с конструкторской документацией, и завод, получивший название Государственный завод точной механики, вновь стал выпускать табачную технику, не закрываясь ни на день все годы Гражданской войны, правда, в небольших количествах, ведь в тот момент весь коллектив предприятия состоял из 40 человек.
Автор: citywalls.ru
В 1922 году заводу было присвоено имя деятеля немецкого коммунистического движения Макса Гёльца. А Кацкий в том же году изобрёл набивную машину двойного действия. Обратный ход поршня, посылающего табак в гильзу папиросы, был задействован для выполнения той же операции на другой гильзе. Тем самым производительность техники была значительно увеличена. Табачная промышленность получила самую распространённую и долгоживущую машину.
В 1931–32 гг. Кацкий руководил созданием первой советской ротационной печатной машины, построил ряд полиграфических машин. И постепенно завод полностью перешёл на выпуск техники для печати. В предвоенные годы было выпущено 1317 машин этого назначения. Так и появилось название предприятия "Ленполиграфмаш", которое и сейчас успешно существует, а старые корпуса на Петроградке теперь занимает Технопарк.