РазБРЭЛЛись кто куда: Прибалтика вышла из энергокольца и изолировала Калининград

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Российские потребители не почувствуют выхода стран Балтии из объединённого энергокольца.

Операторы систем передачи электроэнергии Латвии, Литвы и Эстонии 16 июля официально проинформировали Россию и Белоруссию о выходе из соглашения об участии в Единой электроэнергетической системе (БРЭЛЛ) с февраля 2025 года. После этого страны Балтии синхронизируют свои энергосистемы с континентальной Европой, а энергетика Калининграда окажется изолирована.
Кольцо БРЭЛЛ представляет собой синхронизацию энергосистем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Соглашение, регулирующее эту работу, страны подписали в 2001 году. Однако физически система существует гораздо дольше. Фактически БРЭЛЛ — это сеть высоковольтных линий 330–750 кВ, построенная ещё в советское время, по которой идут перетоки энергии. За поддержание частоты в объединённой сети отвечает российский системный оператор.
План выхода из БРЭЛЛ страны Балтии согласовали ещё в 2018 году. Изначально отключение от кольца планировалось на конец 2025 года, однако в мае прошлого года работу в этом направлении ускорили.
Синхронизация с остальными странами континентальной Европы, уже объединёнными в единую сеть, произойдёт через Литву и Польшу. Это обеспечит уже существующая линия–смычка LitPol Link, а также планируемый кабель Harmony Link. Сперва его собирались тянуть по морю, но расчётная стоимость проекта оказалась почти в 2,5 раза выше выделенных на него 680 млн евро. В связи с этим было решено проложить связь по суше. Помимо этого, Эстония соединена двумя энергомостами с Финляндией, а Литва получает электричество из Швеции через силовой кабель Nordbalt.
С помощью общей энергозоны страны Балтии могли компенсировать недостаток мощностей, а Россия — напрямую снабжать электричеством Калининградскую область. Несколько лет назад ещё существовали риски того, что энергосистема эксклава может испытать дефицит электроэнергии в результате распада единого кольца, так как последние десятилетия она выстраивалась с расчётом на функционирование БРЭЛЛ, говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов. Однако после того, как стало известно, что страны Балтии выйдут из общей системы, в регионе началась интенсивная подготовка к этому.
Уже в мае 2019–го Калининградская область провела первые испытания по работе своей сети в изолированном режиме, которые прошли успешно. За несколько лет в регионе построили несколько электростанций в целях обеспечения энергонезависимости. В 2018–м заработали Маяковская ТЭС в Гусеве и Талаховская ТЭС в Советске, в Калининграде в 2020 году запустили Прегольскую ТЭС, а в 2020 году в Светлом введена в строй Приморская ТЭС. Запуск четырёх тепловых электростанций совокупной мощностью 1 ГВт удвоил генерирующие мощности региона.
При этом ликвидация БРЭЛЛ создаст сложности для белорусской энергетики. "Главной выгодой для Белоруссии было не получение электроэнергии, а экспорт. Для этого специально построили Белорусскую АЭС, которая должна была поставлять излишки энергии в Литву, а теперь стране приходится искать другие рынки. В последнее время Белоруссия настойчиво пытается предложить эту электроэнергию России, но РФ обладает достаточной собственной мощностью и по большому счёту ей белорусская энергия не очень нужна", — отмечает Валерий Андрианов.