Lesta подсобила: объём игрового рынка Петербурга вырос почти до 22 млрд рублей

Автор фото: lesta.games
Автор фото: lesta.games

Динамика роста рынка гейм–девелопмента в Петербурге почти в 2 раза опережает среднероссийскую. Но это происходит благодаря лишь одному мощному игроку — Lesta Games.

Объём игрового рынка Петербурга в 2023 году увеличился на 29,7% и составил 21,94 млрд рублей (в 2022–м — 16,9 млрд). Самый ощутимый рост за год показал сегмент игр для ПК — 38,8%. Наибольшая доля петербургского геймдев–рынка (87,4%) приходится на абсолютного лидера в этом сегменте в России — студию Lesta Games, говорится в исследовании Smart Ranking, которое находится в распоряжении "ДП".

Взлёты и падения

Такие результаты в значительной степени объясняются восстановлением рынка после падения в 2022 году, стабильным спросом на игры среди россиян. Кроме того, немного вырос интерес инвестфондов и государства к индустрии, пришли к выводу аналитики.
Самый крупный игрок на рынке Петербурга и России — Lesta Games — в 2023 году заработал 19,1 млрд рублей, что на 60% больше, чем годом ранее (12 млрд). Второй по величине петербургский игрок — Saber Interactive St.Petersburg, который производит кроссплатформенные и консольные игры, — намного отстаёт от Lesta. Выручка компании в 2023 году составила 1,1 млрд рублей. Это на 37% меньше, чем в 2022–м (1,8 млрд).
Разработчик браузерных и ПК–игр AbsolutSoft в 2023 году заработал 638 млн рублей (+25%). Очень сильное падение выручки (на 79%) зафиксировано у петербургской студии Sperasoft, которая создаёт консольные, мобильные и ПК–игры. В 2023 году выручка компании составила 444 млн рублей против 2 млрд в 2022 году.
Далее в списке петербургских студий находятся Last Level (выручка — 292,8 млн рублей, +10% к результату 2022–го), Nord.Codes (86,9 млн рублей, +51%), Zillion Whales (77,3 млн рублей, –51%) и Nevosoft (46,9 млн рублей, –17%).
В целом по России динамика роста геймдев–рынка оказалась почти в 2 раза ниже, чем в Петербурге, — 17,7%. Суммарная выручка топ–50 игровых компаний страны в 2023 году составила 45,4 млрд рублей. Аналогичный показатель за 2022–й — 38,55 млрд. Наибольший рост (+43,6%) за год показал сегмент игр для консолей. Более половины рынка (77,6%) занимают игры для ПК — 35,2 млрд рублей.

Крупных студий осталось мало

Несмотря на то что динамика игрового рынка в Петербурге опережает общероссийскую, назвать город столицей гейминга нельзя. "Бурный рост рынка игр в Петербурге во многом связан с успехами одной конкретной компании — Lesta Games, издателя игры “Мир танков” в России. Сейчас на отечественном рынке осталось крайне мало крупных студий, поэтому их успехи настолько заметны на общем фоне", — говорит основатель студии Vengeance Games, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов.
С ним соглашается директор Школы разработки видеоигр Университета ИТМО Андрей Карсаков. По его словам, подавляющее большинство игровых компаний, особенно крупных, предпочитают регистрироваться в Москве. Именно доминирующим положением Lesta он также объясняет и то, что наибольший рост за 2023 год в Петербурге показали игры на ПК — именно этот продукт производит компания.
В свою очередь Сахнов отмечает, что традиционно в России именно ПК–сегмент наиболее интересен игрокам. В мире он занимает 21–22% рынка, в то время как в некоторых городах России доходит до 40–50%. В текущих реалиях это также обусловлено трудностями с покупкой игр на консолях и существенными ограничениями самой большой платформы — мобайла, возникшими из–за невозможности принимать российские карты. На ПК–платформе данное ограничение успешно обошли. Сахнов прогнозирует, что этот сегмент ждёт бурное развитие в ближайшие годы.

Санкции и релокация

В связи с санкциями 2022–го года ряд российских компаний, работавших на международный рынок, были вынуждены покинуть страну, замечает Сахнов. В то же время организации, издающие игры для российского рынка, стали чувствовать себя более свободно, особенно в плане найма оставшихся в стране квалифицированных специалистов, которым стало негде работать.
Однако в Петербурге традиционно было сосредоточено значительное количество разработчиков мобильных игр, многие сотрудники которых отказались от релокации после ухода компаний.
Невозможно делить и, следовательно, оценивать в отдельности рынок разработки игр на петербургский, московский или какой–либо ещё локальный, уверен Карсаков. Учитывая, что физические копии игр уже давно не являются основой продаж, рынок априори перестаёт быть привязанным географически, а скорее определяется юридически — то есть где получившая доход компания зарегистрирована, из какой точки мира купил пользователь игру и на какой конкретно площадке.

Без помощи издателя

Аналитики Smart Ranking также отмечают бурное развитие в России инди–продуктов — игр, которые создают отдельные разработчики или небольшие коллективы (инди–студии) без финансовой поддержки издателя.
Константин Сахнов отдельно отмечает инди–сегмент именно Северной столицы. "Во многом его динамика обусловлена инициативами таких сообществ разработчиков, как “Индикатор”, “Инди Варварс” и прочих, чьи предложения были поддержаны местными властями. В Питере ежегодно проводятся фестивали, конференции, лекции. В этом году также впервые запустилась крупная конференция “Игровая индустрия” при поддержке портала App2Top, организаторы которой ранее входили в состав конференции White Nights, вынужденной уйти из России. Всё это создаёт благоприятную среду для развития локальной игровой индустрии", — говорит эксперт.
Рынок разработки игр Северной столицы представляет собой по сути ряд небольших игровых компаний (включая огромное количество инди–команд и независимых разработчиков) и собственно Lesta Games. Наряду с Москвой, Нижним Новгородом и некоторыми другими городами Петербургу удалось построить широкую инфраструктуру обмена опытом для инди–разработчиков. "Инди–индустрия в Питере, на мой взгляд, одна из наиболее развитых в стране. Возможно, даже более развитая, чем в Москве, где всё же больше институционального бизнеса. Однако серьёзного вклада в рост рынка на текущий момент она дать не способна. Проблема заключается в сильных юридических и маркетинговых препонах, стоящих перед разработчиками", — считает Сахнов.
Петербургские инди–студии и независимые разработчики научились делать прекрасные небольшие игры, но в нынешних реалиях этого недостаточно. Нужно регистрировать компании в иностранных юрисдикциях, налаживать каналы вывода денег в Россию, покупать маркетинг за границей. А такого опыта у них нет. Индустрия нуждается в серьёзной подготовке новых предпринимателей, способных продавать разработки тех, кто умеет делать игры.
"На мой взгляд, рост рынка в Петербурге по итогам 2024 и 2025 годов будет не столь стремительным, так как отсутствуют фундаментальные факторы, благоприятствующие такому сценарию. Сейчас нам всем крайне важно сохранить динамику роста питерского и российского геймдева выше среднего мирового показателя. Без этого говорить о восстановлении рынка после санкций будет невозможно", — заключает Сахнов.
Андрей Карсаков считает, что рост рынка в Петербурге будет зависеть от двух факторов. Первый — будет ли расти выручка Lesta Games ещё больше, второй — переедет ли юридически ещё кто–то из мейджоров в Северную столицу.