Придумать и реализовать: стартапы становятся поставщиком новых идей в IT

Информационные технологии играют всё большую роль в нашей повседневной жизни. Но для их развития постоянно нужны новые идеи.

"Поставщиками" таких инициатив зачастую выступают стартапы — технологичные проекты на начальной стадии реализации. Однако для запуска бизнеса мало иметь хороший замысел — также требуется привлечь финансирование, найти партнёров, продумать продвижение будущего проекта, стратегию продаж и пути масштабирования. Нередко у разработчиков попросту нет нужных ресурсов для быстрого запуска предложения на рынок, поэтому помощь профессионалов оказывается очень кстати.
"Деловой Петербург" третий год подряд совместно с компанией "Газинформсервис" проводит проект "Биржа ИБ и IT-стартапов". Члены жюри из числа бизнес-экспертов оценивают представленные разработки по разным аспектам и подсказывают конкурсантам, как их улучшить. Победитель конкурса получает в качестве приза грант на развитие своего проекта.
Как отмечают партнёры "Биржи", в последнее время число стартапов растёт, они осваивают новые ниши, а проекты становятся более продуманными и заточенными под бизнес.
"<Сегодня> фаундеры приходят не только с "гениальной идеей", которую все должны полюбить и купить, но и с видением, как и кому эту идею продать", — комментирует руководитель "Школы стартапов Skolkovo" Елена Шарипова.
Специалисты "Газинформсервиса" уже оценили очень высокий уровень поданных заявок на конкурс в 2024 году, а члены жюри обратили внимание на представленные MVP (минимально жизнеспособный продукт).
"Мы видим интересные заявки, среди которых есть проекты, направленные на решение вопросов безопасности устройств интернета вещей, так называемый IoT, и обучение сотрудников ИБ для борьбы с фишингом и фальсифицированным контентом. Вместе с тем защита данных и финансовых транзакций остаются ключевыми направлениями среди подаваемых на конкурс работ", — говорит руководитель службы маркетинга "Газинформсервиса" Григорий Ковшов.
Если говорить о трендах, то, по словам замдиректора Технопарка ИТМО Олеси Баранюк, всё больше становится стартапов в направлениях фуд-, био-, мед- и энерготех, а также в сфере транспорта и логистики. В то же время прослеживается тренд на кратное увеличение проектов из области искусственного интеллекта и машинного обучения. Причём такое многообразие сегодня готовы предложить молодые команды разработчиков, и в том числе учащиеся вузов.
"Востребованность студенческих идей зависит от их качества, актуальности и проработки. Зачастую студенческие проекты представляют собой интересные концепции и идеи, которые могут быть доработаны и преобразованы в востребованные продукты или услуги. На защиты студенческих бизнес-проектов приходят всё больше представителей индустрии и наиболее понравившиеся забирают к себе в воронку, что повышает выживаемость наших проектов. Иногда приходят просто за вдохновением и смелостью: светящееся пиво и "умные" грибы не на всех питч-сессиях можно увидеть", — добавляет она.
По оценке Шариповой, сейчас большей популярностью у разработчиков пользуются направления маркетинга и инфобиза. Такие проекты на первый взгляд кажутся приземлёнными, но при этом используют AI, VR, bigdadta и другие новейшие технологии.
По мнению эксперта, для развития стартапов необходима поддержка малого бизнеса и налоговые преференции на этапе масштабирования, чтобы разработчики видели перспективы своих проектов.
"Сегодня у ИБ-стартапов есть два фактора, которые существенно влияют на их развитие. Первый — это регуляторика. Сейчас ИБ-стартапу очень сложно пройти сертификацию, например для работы с госкомпаниями, которые являются ключевыми заказчиками и имеют соответствующие бюджеты. Этот процесс требует серьёзных временных и финансовых ресурсов, которых у стартапа на ранней стадии может просто не быть. Второй фактор — это умение правильно упаковывать и продавать свой продукт", — отмечают в компании Кибердом.
Там добавляют, что самый частый запрос, который поступает от стартапов в сфере информационной безопасности, — как перевести описание продукта на язык, понятный тому, кто будет за этот продукт платить. Порой это очень непростая задача для ИБ-проекта. В то же время любой стартап с ценностью, как минимум понятной и выраженной в доступных для неспециалиста словах, точно привлечёт внимание и имеет все шансы добиться успеха. Эксперты биржи дают соответствующие рекомендации тем, кто дошёл до очных этапов.
"Отличная идея — это только половина успеха любого стартапа. Важно уметь её коммерциализировать и в хорошем смысле заражать не только команду экспертов, но и потенциальных инвесторов. Именно поэтому "Газинформсервис" совместно с "Деловым Петербургом" третий год активно развивает "Биржу ИБ и IT-стартапов", так как видит в этом не только коммерческий, но и своего рода визионерский смысл", — резюмирует Григорий Ковшов.