Закрытие границ и санкции болезненно ударили по одному из главных столпов карельской экономики — лесному сектору. Удалось ли региону восстановить баланс?
Лесная отрасль для Карелии — одна из самых значимых в экономике. Поступления от неё — это и плата за пользование лесами, и прибыль от производства продукции. Ещё в 2018 году вклад лесопромышленного комплекса в промышленность превышал 34%. Тот год был отменным: предприятия принесли консолидированному бюджету 3,2 млрд рублей. А это больше 222% к уровню 2017 года.
Тогда Карелия активно работала на экспорт: Финляндия, Германия, Китай, Египет, Турция, Прибалтика закупали пиломатериалы, целлюлозу, бумагу, топливные гранулы и брикеты… Доля круглого леса на экспорт составляла около 20%. Долгие годы Карелия торговала, что называется, по границе. Это было удобно и логично.
Для того чтобы не вывозить из Карелии кругляк, а поставлять уже готовую продукцию, было сделано немало. И власти, и промышленники смотрели в будущее если не с оптимизмом, то с надеждой.
А потом пришли всем известные политические и экономические события. Оставалось только ждать, когда волна эффектов докатится до карельских лесов. А в республике тогда планировалось увеличение производства, открытие новых рабочих мест. В 2019 году открыли первый новый питомник в Видлице — это был частный проект. Мало того, проходил он по линии приграничного сотрудничества. Сеянцы сосны планировалось направлять на лесовосстановление. Но всё вышло иначе.
Разворот на другие рынки
В 2022 году в России был введён запрет на экспорт необработанного или малообработанного леса. Стал очевиден единственный экспортный вектор. Но для того чтобы переориентироваться, нужен был самый ценный ресурс — время.
Андрей Карпилович, который в 2022 году был министром природных ресурсов и экологии Карелии, сообщал тогда, что, несмотря на все сложности, сектор ЛПХ продолжил работать. "Лесозаготовка относительно прошлого года показала 98%, производство пиломатериалов — 98,8%, производство бумажных мешков и сумок — 127%, — рассказывал тогда министр. — Налоговые поступления в консолидированный бюджет Карелии за январь–март 2022 года составили 1,2 млрд рублей. Это 187% от уровня прошлого года".
Санкции, безусловно, на лесную промышленность повлияли. "Мы почувствовали, что местоположение Карелии разворачивает нас на другие рынки", — отметил тогда Карпилович.
В 2023 году в Карелии зафиксирован мощный спад в лесной промышленности. Производство топливных гранул снизилось к марту прошлого года на 90,7%, топливной щепы — на 40,5%, распиленных лесоматериалов — на 25,8%, констатировал тогда Карелиястат. Сократилось производство бумажных мешков, бумаги и картона, ДСП.
Карелию развернули в сторону Востока. Это чревато огромными транспортными издержками и конкуренцией с Сибирью. Для внутреннего рынка экспортных объёмов оказалось слишком много.
Потребовалась поддержка
В марте того же года для Минприроды РФ и Рослесхоза Минприроды местное правительство при поддержке лесопромышленников готовило предложения по улучшению ситуации. В 2023 году Карелия получила от федерального центра то, чего ждала. Лесопользователям дали отсрочку по арендной плате за незаготовленную древесину. Перевозки лесоматериалов из портов Северо–Запада "облегчили" субсидиями. Увеличили вывоз материалов по железной дороге, местные котельные начали переводить на топливные гранулы.
Лесным декларациям, отмечали в Минприроды республики уже в 2023 году, продлили сроки действия до 2 лет, а кроме того, затраты на перевоз материалов на внешние рынки субсидировали — на сумму до 500 млн рублей.
Одним из самых весомых, с точки зрения властей региона, результатов работы стал крайне низкий уровень сокращений. Предприятия искали новые виды продукции, которые помогли бы на российском рынке.
Например, на Соломенском лесозаводе к середине 2023 года запустили инвестпроект с общей суммой вложений 2 млрд рублей. "Основной вид выпускаемой продукции — пиломатериалы экспортного качества, которых за первое полугодие 2023 года произведено почти 100 тыс. м3. При этом с 2021 года значительно увеличилась доля более дорогих — строганых материалов", — отмечали в Минприроды республики. Около 40% пиломатериалов, которые изготавливал завод, уходило на внутренний рынок.
ДОК "Калевала" — ещё одно крупное производство Карелии. ДОК ориентирован на производство ОСП. В 2023 году "Калевала" нарастила выпуск плит из карельского сырья до 372 тыс. м3.
Весной этого года на производстве случился серьёзный пожар. Работников в простой не вывели, но изготовление продукции приостановили.
"Несмотря на то что предприятия справляются с внешними санкциями, требуются новые льготные механизмы, чтобы обеспечить стабильность логистических цепочек поставки готовой продукции, увеличить освоение расчётной лесосеки", — рассказывала весной этого года Янина Свидская, новый министр природных ресурсов и экологии региона.
В Минпромторге Карелии отмечают: последняя пара лет выдалась непростой. "В 2022–2024 годах во взаимодействии с лесопромышленными предприятиями в целях сохранения производственной деятельности был сформирован перечень проблемных вопросов, на основании которых главой Карелии Артуром Парфенчиковым были утверждены дорожные карты по оказанию мер поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса и по решению логистических проблем предприятий".
Иран вместо Финляндии
Новых покупателей искали в Китае и странах Азии. Место Финляндии, Прибалтики и Германии заняли другие страны.
"Были расширены меры поддержки бизнеса, скорректированы направления внешнеэкономических связей, организованы бизнес–миссии в Королевство Бахрейн, Королевство Саудовская Аравия, Турецкую Республику, Исламскую Республику Иран и, конечно, Китайскую Народную Республику, — сообщил “ДП” глава министерства Денис Гурков. — Проведённая работа позволила переориентировать экспорт лесной продукции в дружественные страны. Основными странами экспорта стали Китай, Египет, Турция, Азербайджан, ОАЭ, Израиль, Иран".
В этом году, считают в министерстве, динамика может быть положительной.
Помимо экспорта власти рассчитывают на внутренний рынок. Сейчас для этого самое подходящее время. В Карелии около 60% всего строящегося жилья — частные дома. По большей части — из дерева. С завершением ипотеки с господдержкой вполне можно ожидать, что интерес к домокомплектам повысится.
Однако пока Карелия ожидаемых прибылей не видит. За первые полгода 2024–го за пользование лесами заплатили всего 424 млн рублей. Это на 21% меньше, чем в первом полугодии 2023–го. Расходы же на лесное хозяйство выросли — на 8%, составив около 590 млн рублей.
Без дальнейшей поддержки федерального центра развитие вряд ли возможно. Впрочем, этого никто и не отрицает.