Скорость интернета на трассах Петербурга выше средней по стране. Однако обеспеченность связью всё ещё не достигла идеала.
В Tele2 заявили, что оператор стал первой компанией на рынке, обеспечившей мобильный интернет и голосовую связь на новом участке трассы М–11 "Нева" в обход Твери. Специалисты установили 13 базовых станций, завершив строительство сети на всей автомагистрали, соединяющей Москву и Петербург. Оборудование работает в стандартах 2G и 4G на частоте 1800 МГц. Скорость мобильного интернета на трассе достигает 150 Мбит / с.
Сообщается, что оборудование на этом участке установила башенная компания Tele2 ООО "Пилар" в рамках соглашения о сотрудничестве между "Автодором" и ПАО "Ростелеком". Это соглашение позволяет строить антенно–мачтовые сооружения и сеть LTE вдоль автотрасс в интересах всех участников рынка.
Северный обход Твери трассы М–11 "Нева" был открыт для автомобилистов 16 июля 2024 года. Это стало заключительным этапом строительства магистрали. Благодаря его открытию автомобилисты смогут экономить до часа времени в пути между двумя столицами.
Видео не зависнет
Согласно исследованию, которое провело агентство Telecom Daily в конце апреля, на трассе М–11 средняя скорость мобильного интернета составляет 55,5 Мбит / с, что превосходит показатели некоторых российских городов–миллионников. К примеру, сервис YouTube доступен с минимальной долей обрывов — не более 3%. Это важный параметр — исследование показало, что в сетях "Билайн" и Tele2 доля просмотров видео в UHD–качестве превышает 70% общего времени.
Лучший результат скорости мобильного интернета по направлению к абоненту (download) оказался у "Билайна" — 63,4 Мбит / с. За ним следуют МТС — 59,3 Мбит / с, Tele2 — 56,3 Мбит / с и "МегаФон" — 43,1 Мбит / с. Средняя скорость по направлению от абонента (upload) составляет 19,3 Мбит / с. Здесь также лидирует "Билайн" с показателем 22,7 Мбит / с, на втором месте "МегаФон" — 19,5 Мбит / с, далее идут МТС — 18,4 Мбит / с и Tele2 — 16,5 Мбит / с.
При работе с YouTube стабильность показал Tele2: 100% запущенных роликов были досмотрены до конца. У "Билайна" доля обрывов (DAD_Data_disconnect_status) составила 1,6%, у "МегаФона" и МТС — по 4,9%. В среднем DAD_Data_disconnect_status не превышал 3%, что позволяет операторам обеспечивать возможность просмотра YouTube в 97% случаев.
Идеальные показатели
Согласно данным мониторинга покрытия магистральных автодорог и качества коммуникаций, который ведёт Роскомнадзор, связь на трассах Северной столицы является одной из лучших в стране. Правда, последние обновления мониторинга датируются ещё II кварталом 2023 года.
Тем не менее, по подсчётам Роскомнадзора, автомагистраль с наихудшим покрытием связи и интернета в СЗФО — Р–21 (М–18) "Кола", которая идёт от Петербурга через Петрозаводск, Мурманск и Печенгу до границы с Норвегией. Самый слабый процент покрытия здесь у "Билайна" — 75,4%. Далее идёт МТС с покрытием 82,1%. Затем — Tele2 с 85,4%. Лучший результат у "МегаФона" — 96,4%.
Во всех остальных случаях показатели покрытия на трассах, которые проходят через Петербург, практически идеальны. Так, на автомагистрали Р–23 (М–20), которая проходит через Петербург, Псков, Пустошку и Невель до границы с Республикой Беларусь, показатели у "Билайна" составили 99,4%. У остальных трёх операторов — уже по 100%.
У других трасс, идущих через Северную столицу, показатели по зоне покрытия связью и интернетом можно назвать образцовыми. На трассе А–181 (М–10) "Россия" (Москва — Тверь — Великий Новгород — Петербург) у всех четырёх операторов — 100%. Такой же результат на трассах М–10 "Скандинавия" (Петербург — Выборг — граница с Финляндией) и А–180 (М–11) "Нарва" (от Петербурга до границы с Эстонией).
Твёрдая четвёрка
Телеком–эксперт и автор telegram–канала @abloud Алексей Бойко отмечает, что обеспечение связи на автомагистралях для мобильных операторов не несёт большой выгоды.
"Скорее это “социальная нагрузка” на их право заниматься зарабатыванием прибыли в населённых пунктах. В то же время государство постаралось смягчить нагрузку на операторов — например, тем, что обеспечивает подключение сайтов к энергосистемам, разрешает стройку в полосе землеотвода под автодороги и тому подобное", — объясняет он.
И несмотря на то что сейчас оборудование для мобильного телекома на вес золота, менять его на трассах часто не нужно — базовые станции могут прослужить 8–10 лет. Тем не менее, учитывая протяжённость дорог, речь идёт о десятках тысяч базовых станций, которые обходятся операторам в десятки миллиардов рублей.
"Качество связи на федеральных трассах в европейской части России за последние 2 года заметно улучшилось — это касается и Ленобласти. В Петербурге и окрестностях, включая, например, Кронштадт и Выборг, и по дороге к ним я практически не испытывал затруднений с мобильной связью и интернетом. Можно с уверенностью говорить о поддержании качества услуг на хорошем уровне, причём где–то связь появилась именно в последние пару лет", — описывает текущую ситуацию Алексей Бойко.
Обеспечение федеральных трасс мобильным интернетом и голосовой связью входит в национальную программу "Цифровая экономика", которую курирует Минцифры. В последние годы операторы активно обеспечивали оборудованием трассы М–11, ЦКАД и М–12, говорит генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
"В апреле этого года мы тестировали там качество связи. Скорость мобильного интернета составила более 50 Мбит / с. Этого более чем достаточно. Региональные трассы, к сожалению, мало обеспечены. Зачастую там нет даже голосовой связи, а уровень передачи данных мобильного интернета — только EDGE. Что касается Петербурга и Ленинградской области, то есть проблемные места. Например, на ЗСД на отрезке от Васильевского острова в сторону севера города на Белоостров — там часто теряется связь. При этом хорошие показатели на “Скандинавии”, у трасс, которые идут в сторону Пскова, у М–10 в сторону Москвы и Е–95. Поэтому я бы оценил связь в регионе на твёрдую четвёрку", — поделился собеседник "ДП".
Приоритеты операторов
Мобильные операторы отмечают, что обеспечение связи на трассах всё же является одним из их главных приоритетов.
"Мы улучшаем качество связи как в Петербурге, так и по всей Ленинградской области. За последние 2 года мы построили новые базовые станции в городах и небольших населённых пунктах, частично перевели частоты, используемые для 2G и 3G, в пользу 4G, запустили технологию Mimo. Всё это позволило увеличить скорость мобильного интернета в том числе и на автодорогах. Также минувшей зимой в 3 раза ускорили мобильный интернет в поездах “Сапсан”. Автотрассам и железной дороге мы уделяем особое внимание, поскольку связь в пути — это не только общение и развлечение, но и безопасность пассажиров", — говорят в "Билайне".
МТС регулярно проводит рефарминг (перераспределение частот прошлых стандартов связи под современный 4G). "В прошлом году мы модернизировали более 750 базовых станций в диапазоне 900 МГц в черте города и за его пределами, например на автодорогах регионального и федерального значения — трассе А–181 “Скандинавия”, Мурманском, Новоприозерском шоссе. В преддверии высокого сезона автомобильного турпотока мы усилили сеть на участке автомобильной дороги Зеленогорск — Приморск — Выборг, проходящей вдоль Финского залива, эта трасса — областной дублёр “Скандинавии”", — сообщили в пресс–службе компании.
В Tele2 согласны с точкой зрения, что для любого мобильного оператора обеспечение связи вдоль транспортных магистралей — это по сути социальный проект. "На скорость развития влияют такие факторы, как выделение земельных участков, отсутствие электричества, подъездных путей. Также иногда необходимо согласование перекрытия трассы для организации доставки материалов, металлоконструкций и самого проведения строительных работ. Вероятно, оптимальное решение находится в плоскости совместного строительства с привлечением инфраструктурных операторов. Технические специалисты Tele2 следят за удовлетворённостью качеством связи на трассах и регулярно организуют драйв–тесты, чтобы всегда быть в курсе полной картины по качеству и покрытию мобильного интернета", — рассказали "ДП" в пресс–службе оператора.