Перемены на западной границе: санкции сделали Псков первым по лесным грузам

Автор фото: ТАСС

На третий год европейских санкций Псковская область выбилась в лидеры по отправке лесных грузов по железной дороге и научилась производить аналоги германского и шведского оборудования для гальваники

Согласно статистике РЖД за июнь, Псковская область заняла первое место в России по динамике погрузок за счёт двукратного увеличения отправки лесоматериалов (плюс 33,3%). И это после того, как лесозаготовители и деревообрабатывающие предприятия Северо–Запада 2 года подряд несли убытки.
"Спрос на древесину растёт, — объясняет президент Торгово–промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. — Не только потому, что в стране быстрыми темпами развивается каркасное и деревянное домостроение, а вместо заказчиков из Евросоюза псковские предприятия нашли себе покупателей в Индии и Вьетнаме. Например, недавно к нам обратилась бройлерная фабрика из Ставропольского края, которая хочет закупать у псковичей тарную дощечку для производства поддонов".
Конечно, не все псковские предприятия лесопромышленного комплекса, более 40% продукции которого ранее экспортировалось в Европу, смогли пережить санкции.
По словам руководителя Центра поддержки экспорта Псковской области (центр "Мой бизнес") Марии Сидорук, средние и крупные предприятия сумели наладить поставки в Турцию, Узбекистан и Китай, а для малых увеличение затрат на логистику оказалось непосильным.
Хотя центр "Мой бизнес" за счёт федеральных и региональных программ помогает псковским компаниям софинансировать такие затраты и за прошлый год пять псковских компаний получили на эти цели до миллиона рублей каждая.

Адаптация псковских перевозчиков

Ни одно из псковских предприятий, которые занимаются международными перевозками, не прекратило своё существование, утверждает председатель Псковского областного союза автотранспортных организаций, основатель и руководитель предприятия по международным грузоперевозкам "Виктория–В" Виктор Семёнов.
И это несмотря на то, что российским автоперевозчикам в отличие от их белорусских коллег пришлось долгих 9 месяцев дожидаться, когда же наконец наше правительство после запрета российским грузовикам въезжать на территорию ЕС в ответ точно так же запретит иностранным фурам ездить по отечественным дорогам, подчёркивает президент ТПП Псковской области Владимир Зубов. "Власти Республики Беларусь решили эту проблему за полтора месяца!" — напомнил он.
"Всего в Псковской области 80 предприятий на 1100 фурах возят товары по России и за границу, — рассказывает Виктор Семёнов. — Теперь многие псковские автоперевозчики работают на перецепке и перегрузке и подхватывают товар на границе с Евросоюзом. К тому же мы начали возить грузы в Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию, Иран, Казахстан, а оттуда — к нам".
Поменялась логистика, поменялся и транспорт. "Когда–то водители моего предприятия первыми в стране пересели на Volvo, а теперь у нас почти 90% фур китайского производства, — объясняет Виктор Семёнов. — Эти машины дешевле европейских, но не уступают им в обслуживании и соответствуют международным стандартам. Сервис по их ремонту в том числе в Пскове организован, запчасти имеются".
Европейские санкции помогли псковским автоперевозчикам не только сэкономить на покупке транспорта, но и решить кадровую проблему: "Ведь многие псковские дальнобойщики, которые работали в Евросоюзе, теперь вернулись на родину (кому–то не продлили визу, кто–то — по идейным соображениям). Тем более что зарплаты водителей фур у нас в стране в целом и в Псковской области в частности подросли (все наши дальнобойщики зарабатывают теперь больше 100 тыс. рублей в месяц)".
Так что если у псковских перевозчиков и есть проблемы, то сейчас они уже не связаны с санкциями. Например, компании добиваются, чтобы все подъезды к международным пунктам пропуска в Псковской области (дороги Изборск — Печоры и Остров — Пыталово) перешли из регионального ведения в федеральное. Потому что у региональных властей денег на их полноценный ремонт не хватает.
"Если весной вводить там ограничения по весовым характеристикам транспорта для просушки дорожного полотна, как это полагается на региональных дорогах, то нам придётся на месяц останавливать работу, а это невозможно, — объясняет Виктор Семёнов. — Причём это касается не только дорог, которые ведут к МАПП. У нас в Псковской области есть немало заводов, которые изготавливают продукцию на экспорт и поставляют в другие регионы России. Если дороги, ведущие к этим предприятиям, закрывать на просушку, то их заказчики быстро найдут себе других поставщиков. То же самое с покупателями псковской продукции в других регионах России. Например, псковская свободная экономическая зона “Моглино” находится на федеральной трассе, но производимая там продукция расходится по всей стране. И если весной где–то закрывают региональные дороги на просушку, то из–за этого терпят убытки и “Моглино”, и псковские автоперевозчики, и региональный бюджет, который недополучает налогов".

Заправки снова востребованы

Уменьшение грузопотока через пункты пропусков между Псковской областью и Евросоюзом ударило и по предприятиям, которые занимаются продажей бензина. Ведь раньше весь автотранспорт, который пересекал границу в обоих направлениях, заправлялся под завязку на ближайших к пунктам пропуска российских автозаправочных станциях.
"Но после того как закрылся пункт пропуска между Нарвой и Ивангородом, а также два МАПП на границе России с Латвией, у них продажи топлива опять выросли, — рассказывает президент ТПП Псковской области. — Ведь из–за этого грузопоток на пункте пропуска “Шумилкино” в Псковской области снова увеличился. Автозаправочные станции в Псковской области за минувшие 2 года к тому же значительно расширили свой ассортимент и включили в него уникальные псковские продукты — сбитни, фермерские сыры, напитки на основе натуральных соков, что также позволило им поправить положение".

Казахстан вместо Бельгии

Великолукский завод "М–Конструктор" находится всего в 160 километрах от границы с Евросоюзом, благодаря чему до февраля 2022 года экспортировал в Европу от 20 до 25% своей продукции (это металлоформы и оборудование для ЖБИ). Как рассказал "ДП" коммерческий директор этого предприятия Артём Багнюк, в 2022 и 2023 годах "М–Конструктор" даже планировал открыть в Евросоюзе два собственных представительства: в Бельгии и Польше. Однако "по известным причинам" этого не случилось. И в 2022 году доля экспорта в продажах завода составила всего 8%.
Но уже по итогам 2023 года она выросла до 10%, и предприятие продолжает наращивать объёмы товарооборота. В частности, у "М–Конструктора" увеличились продажи в Казахстан, Белоруссию и Киргизию, к тому же великолучане планируют в самое ближайшее время начать поставлять металлоформы в Узбекистан.

Деловые сябры

Белорусы тоже стали покупать в Псковской области намного больше товаров, чем раньше. А самое главное, что псковские предприятия начали кооперироваться с белорусскими.
"Например, завод “Псков–Полимер” (бренд Nordman), который производит резиновую и не только обувь, теперь заказывает вкладыши для этой обуви (стельки, трикотажные чулки, утеплители) в Республике Беларусь, — рассказывает Владимир Зубов. — Знаменитая псковская швейная фабрика “Славянка” тоже нашла себе там партнёров. Она поставляет в Республику Беларусь мужские костюмы, а оттуда заказывает для своих фирменных магазинов по всей России сопутствующие товары: сорочки, носки, ремни для брюк. Псковский электромашиностроительный завод теперь поставляет свои двигатели на БелАЗ".
Руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Мария Сидорук также подтвердила, что товарооборот Псковской области со странами СНГ растёт: "Ведь там такая же культура потребления, понятные нам бизнес–отношения. Но несмотря на то что Псковская область граничит с Республикой Беларусь, конкурировать за экспорт в эту страну нам теперь приходится со всей Россией, а это очень непросто".

Восточные особенности

Налаживать деловые связи со странами Востока оказалось сложнее. Ведь псковские экспортёры успели привыкнуть к единообразию правил и стандартов на всём пространстве Евросоюза и ещё только начинают набираться опыта по работе с азиатскими странами, в каждой из которых свои особенности.
"Например, у нас был прецедент, когда компания из Узбекистана отказалась подписывать договор только потому, что российский поставщик в самый последний момент решил сделать партнёрам дополнительную скидку, которую они ранее не обсуждали. Узбекские коллеги сочли это нарушением прежних договорённостей и заподозрили, что их хотят обмануть. Партнёры из восточного государства также могут обидеться, если в контракте их называют “страной №2”, и способны отказаться от сделки только по этой причине", — рассказывает Мария Сидорук.

Своё вместо импортного

"Наша компания занимается производством гальванического оборудования, — рассказывает начальник отдела маркетинга ООО “Полипласт” Алексей Никулин. — Это оборудование состоит из большого количества комплектующих, многие из которых мы закупали в Евросоюзе. Первое, что мы сделали, — это нашли новых поставщиков в Китае. Но самое главное — мы начали разрабатывать и производить собственные узлы и комплектующие. Например, раньше мы покупали скрубберы в Германии в компании Airtec Mueku Gmbh, а теперь делаем их сами. Это оказалось и финансово выгодно, поэтому, если международная политическая ситуация вдруг изменится, мы уже не станем их импортировать. Кстати, наши импортозамещённые скрубберы уже успешно работают на многих отечественных предприятиях с мировой известностью — и отзывы мы от них на свою продукцию получаем самые лучшие".
То же самое с теплообменным оборудованием для гальванических ванн. Раньше "Полипласт" покупал его в Швеции в компании Scandymet AB, а теперь делает сам. Установки автоматического растворения цианидов раньше приобретались в Германии в компании Delta Gmbh. А теперь псковское предприятие стало одной из первых компаний, которая начала выпускать такие установки в России.
"Да, сразу после введения санкций нам было очень непросто перестраивать свою работу, но, после того как мы сделали акцент на импортозамещении, нам удалось не только сохранить производство, но и значительно увеличить номенклатуру производимой продукции", — резюмирует Алексей Никулин.

Дела челночные

В нулевых жители приграничных районов Псковской области с эстонскими паспортами (по некоторым оценкам, в Печорском районе когда–то чуть ли не каждый третий оформил себе на всякий случай эстонский паспорт, чтобы без виз кататься в Евросоюз) зарабатывали тем, что ежедневно беспошлинно вывозили через таможню российский бензин, заправляя полные баки.
Теперь челночный бизнес развивается в обратном направлении. В псковских соцсетях появилось немало объявлений от людей с двойным гражданством, которые возят из Эстонии и Латвии в Россию на заказ так называемую "санкционку": продукты питания, бытовую химию и прочий ширпотреб, произведённый по европейским стандартам, а также косметику, парфюмерию, электронику и другую продукцию известных брендов, которые ушли с российского рынка.
Так что не только многие псковские предприятия, но и рядовые жители Псковской области уже научились зарабатывать на международных санкциях.