Жар, птица: фермеры Ленобласти нарастили обороты на рынке агротуризма

Автор фото: Сергей Коньков

Закрепившиеся на рынке агротуризма сельскохозяйственные предприятия Ленинградской области повышают обороты. Принимать гостей не против многие, но создать инфраструктуру оказывается очень сложно.

После перестройки туристических векторов в 2022 году среди россиян стал больше востребован агротуризм. Такой вид путешествий подразумевает выезд в сельскую местность с посещением адаптированных для приёма гостей фермерских хозяйств.
Туристы погружаются в атмосферу деревенской жизни. Владельцы ферм и усадеб предлагают посетителям поухаживать за животными, приготовить самостоятельно какой–либо натуральный продукт, потрудиться на земле.
По данным Россельхозбанка, лидерами по вовлечению россиян в сельский туризм являются Подмосковье, Краснодарский край, Калмыкия, Калужская, Тульская и Калининградская области. Фермеры Ленинградской области тоже заинтересованы в создании собственных турпродуктов. Спрос на путешествия в регионе есть. Однако пока далеко не у всех хозяйств имеется возможность начать принимать гостей.
Наибольшим спросом в 47–м регионе пользуется проживание в деревенских усадьбах, посещение праздничных гуляний, гастрономические поездки, во время которых гости дегустируют продукты фермерского производства. А также сельские направления — когда туристы посещают хозяйства, знакомятся с аграрными технологиями, взаимодействуют с животными и растениями. Кстати, на некоторых фермах можно встретить не только коров и коз, но и страусов, павлинов, енотов и других необычных представителей животного мира.
"Разные виды агротуризма переплетены между собой. Многие турагентства сами создают маршруты на основе информации в интернете. Наше хозяйство работает с 30 турагентами и туроператорами. До конца года практически все выходные заняты, а такие мероприятия, как масленичные гулянья, уже полностью забронированы на следующий год", — говорит хозяйка сомовой фермы в Волосовском районе Ленобласти Рима Петрова.
"Сложность для малого предпринимателя в сельском хозяйстве, как и в любом направлении, — неопределённость результата. Видя положительный опыт других, фермер хочет получить тот же эффект. Ведь всю продукцию можно продавать за счёт агротуризма", — утверждает президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда.
Рима Петрова подтверждает, что за 5 лет приёма гостей ей удалось добиться практически 100% сбыта. Гости дегустируют, приобретают продукцию и заказывают блюда. При посещаемости порядка 4 тыс. человек в год реализуется около 50 тонн рыбы.
"При развитии агротуризма формируется кластер. Небольшие хозяйства, занимающиеся молоком, сыром, колбасами, рыбой, благодаря потоку туристов могут не только увеличить товарооборот, но и нарастить клиентскую базу. Немаловажно, что у фермера появляется возможность продавать продукцию на своей территории. Минимизируются ситуации, когда предприниматель от непонимания, куда сбыть товар, продаёт его по демпинговым ценам", — добавляет основатель фермерского хозяйства "Приют Белоснежки" в Волосовском районе Геннадий Натёкин.
Агротуристические проекты благотворно влияют не только на сами хозяйства, но и на объекты, расположенные по соседству. Фермер ранчо "Рикон" в Лужском районе Герман Кавун поясняет, что основная масса туристов приезжает из Петербурга. Потратив 2–3 часа на дорогу, многие остаются на несколько дней. Таким образом, увеличивается и количество броней в окрестных базах отдыха и частных коттеджах.
Также благодаря оказанию туристических услуг фермеры могут сформировать более лояльное отношение к своей продукции со стороны покупателей. В городских торговых точках аграриям бывает крайне сложно конкурировать с брендами, которые формально заявляют свои товары как "домашние" или "фермерские". К качеству продуктов с такими наименованиями у потребителей давно сформировалось скептическое отношение. И в данном случае посещение фермы может стать решающим фактором выбора.
"Когда туристы приезжают к нам, они убеждаются, что наш продукт действительно натуральный. Гости понимают, что купленный ими сыр произведён из молока коровы Маши, которую они только что покормили", — подмечает Герман Кавун. Он добавляет, что туристические услуги оказывают положительный эффект и на маркетинговое продвижение хозяйства. По его словам, за счёт экскурсий и других мероприятий для гостей количество подписчиков в социальных сетях ранчо поднялось на 8% за последний год.

Недоступные гранты

По данным администрации Ленинградской области, в 2023 году в регионе оказывали туристические услуги 28 фермерских хозяйств. При этом порядка 150 хозяйств отметили, что готовы тоже развиваться в туристическом направлении, если получат поддержку от государства и будет создана необходимая инфраструктура.
В 2022 году Минсельхоз ввёл грант "Агротуризм". С помощью этой меры поддержки фермеры могут обустроить на территории хозяйств туристическую инфраструктуру: проложить дороги, благоустроить территорию, приобрести оборудование, инвентарь. В 2023 году грант удалось выиграть четырём фермерам из Ленобласти. Однако многие аграрии не спешат получать поддержку из–за условий: 70% выручки хозяйства должно приносить производство и только 30% — туристические услуги.
"Если услуги агротуризма включить в раздел сельскохозяйственной продукции, то проблем с разделением бизнеса не будет. Всё работает в комплексе. Нельзя сказать, что лучше — ферма или гостиница. Если просядет реализация продукции, будет выручать агротуризм, а если туристические услуги — то, наоборот, сельскохозяйственный товар", — убеждён Геннадий Натёкин.
Герман Кавун добавляет, что сложность развития хозяйства на грантовые средства или на целевые кредиты от банков заключается в строгой документации. "Если я беру кредит на постройку сырной кухни, то должен обязательно нанимать организацию, которая будет её возводить. Если я сам куплю материал и своими силами проведу строительные работы, банк не выдаст деньги. При этом строительство за последние 5 лет увеличилось в цене в 3 раза. В итоге никакой экономии. С одной стороны, мы получаем льготный кредит, но с другой — тратим больше денег на реализацию проекта", — описывает он ситуацию.

Кадры в законе

Не способствует интенсивному развитию и нехватка кадров в сельских районах. Причём, по словам фермеров, она только продолжает усугубляться. "Получить квалифицированных сотрудников крайне сложно. Людей нужно обучать, на что тоже уходят ресурсы. После чего работники могут просто уйти в более выгодное место", — делится фермер ранчо "Рикон".
Второй барьер — земельное законодательство, которое ограничивает возведение гостевых домов на землях сельхозназначения. "Мы хотим создать условия, чтобы люди могли приехать, пожить и поработать на ферме. Но при строительстве хозяйства мы не думали о туризме, поэтому оно находится на полностью сельскохозяйственной земле. Чтобы построить здесь дома, приходится находить уловки", — добавляет эксперт.