Больше кошельков: конкуренция на рынке платёжных систем обостряется

Автор фото: vostock-photo.com

ЦБ РФ усиливает влияние, скоро он распространит функции надзора над небанковскими игроками платёжного рынка

В Госдуму поступил законопроект, который создаёт правовую основу для функционирования института небанковских поставщиков платёжных услуг (НППУ). Сегодня платежи и переводы могут осуществлять только банки и небанковские кредитные организации. В случае принятия закона такое право получат любые юрлица. Впрочем, регулятор смотрит в сторону МФО, страховщиков, маркетплейсов и других игроков рынка.

Что предлагает изменить ЦБ в платежах

Впервые термин НППУ появился в 2022 году. Регулятор анонсировал тогда реформу надзора над рынком платежей, предложив его участникам обсудить готовящиеся поправки в закон "О национальной платёжной системе". Представители ЦБ РФ в свою очередь заявляли, что "бизнес получает возможность создавать собственные платёжные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая издержки на платежи".
В 2023 году резко против поправок выступило Минэкономразвития, высказав сомнения в "актуальности и экономической обоснованности" введения института НППУ. Против выступил и Минфин, и крупные банки. Тем не менее к концу августа 2024–го Госдума уже может назначить дату рассмотрения законопроекта, подготовленного членами комитета по финансовому рынку.
Основная идея новаций — создать реестр поднадзорных ЦБ РФ участников денежных переводов. НППУ будут поделены на три типа: с капиталом от 5 млн до 10 млн рублей, от 10 млн до 50 млн и свыше 50 млн рублей. Первые смогут только инициировать денежные переводы по поручению клиентов, вторые — оказывать услуги по переводам денег в части агрегирования таких переводов, третьи — проводить платежи с открытием электронных кошельков.
Сегодня платёжный рынок РФ функционирует не так, как хотелось бы мегарегулятору. Все игроки, которые не обязаны получать лицензии банка или НКО, работают в смежных сферах платежей именно при кредитных организациях. Однако пробные шаги к установлению контроля уже сделаны. Так, у ЦБ есть несколько реестров: операторов платёжных систем (в нём 25 действующих организаций, из которых 12 — банки) и операторов услуг информационного обмена (ещё их называют агрегаторами платежей, это своеобразные посредники, которые информационно и технически обеспечивают взаимодействие между банками и конечным получателем платежа). Последних уже 207 (на момент появления в 2020 году их было 170, из них лишь 24 являются банками).
Для НППУ вменяется обязанность обеспечить нахождение средств клиентов на специальном счёте, открытом в Банке России. На средства на нём не может быть наложен арест по долгам НППУ, обращено взыскание, а также не могут быть приостановлены операции. Весенний пример с QIWI–кошельком, когда у его оператора, одноимённого банка, была отозвана лицензия и неожиданно выяснилось, что доступ к кошельку у его пользователей оказался заблокирован, а деньги на нём были не застрахованы в АСВ, в законопроекте никак не упомянут.
"Принятие законопроекта будет способствовать качественному развитию безналичных платежей, усилению конкуренции на рынке платёжных услуг, формированию среды для развития инновационных платёжных сервисов, сглаживанию негативных экосистемных эффектов", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кому будет выгодно развитие рынка платежей

Потенциальные будущие участники рынка платежей позитивно воспринимают изменения в регулировании. Например, классический страховщик сможет напрямую принимать оплату страховых полисов в интернете, минуя посредников, что сократит его расходы. Малый бизнес, продающий товары в социальных сетях, также сможет подключиться к НППУ, что в теории обойдётся дешевле, чем проводить платежи через банк. "ЦБ точно знает, что делает в текущей сложной ситуации, предлагая на рынок разветвлённую инфраструктуру платежей", — высказал свою точку зрения один из руководителей платёжного направления в петербургском банке.
"Для небанковских финансовых организаций инициатива открывает новые векторы развития. В условиях ужесточения регулирования это важно для поддержания баланса, — полагает Екатерина Захарова, финансовый директор Summit Group. — После существенного снижения процентного дохода МФО могут пойти по пути его замещения комиссионным доходом за счёт доппродуктов (например, активно наращивать продажи страховок, оказывать юридические консультации, организовывать сеансы телемедицины и др.), как это уже было на банковском рынке".
"С точки зрения плюсов наличие у МФО возможности самостоятельно оказывать платёжные услуги потенциально позволит повысить лояльность клиентов. Клиентский путь в процессе пользования финансовыми продуктами будет упрощён, а комиссия уменьшится за счёт отсутствия посреднической структуры, обеспечивающей проведение платежей (банковский эквайринг), — говорит Анна Панкратова, директор по продуктам Moneyman. — Одновременно для бизнеса в целом сократятся расходы на платежи. Возможность совмещать основную деятельность с деятельностью небанковского поставщика платёжных услуг расширит набор опций, доступных клиентам в режиме одного окна".
Из потенциальных негативных моментов эксперты выделяют риск мошеннических операций. Компании, которые захотят оказывать такие услуги, должны адекватно оценивать уровень информационной безопасности. В противном случае возможны утечки данных, мошенничество по скомпрометированным данным клиентов со стороны третьих лиц.
Так или иначе инициатива долгожданна и потенциально позитивно влияет на весь рынок. Как минимум существенный рост конкуренции может охладить цены. В случае принятия законопроекта он вступит в силу через полгода после опубликования. Затем у организаций, желающих примерить на себя термин НППУ и вступить в реестр, будет 1,5 года, за этот срок им придётся привести свою деятельность в соответствие с требованиями.
Сегодня рынок достаточно велик и участников на нём много. Создание новых платёжных систем, с одной стороны, интересно. Но с другой — создаёт риски фрагментации с точки зрения спектра отраслей. И это плохо. Плюс появление новых операторов и платёжных игроков может привести не столько к росту конкуренции, сколько к удорожанию услуг: переток оборотов от нескольких крупных игроков на сотни мелких приведёт к росту расходов в перерасчёте на единичную операцию. Это заставит экономить и на безопасности, и на скорости. Да и реально ли развитие конкуренции в среде, где для организации платежей уже есть инструмент СБП с нулевыми или почти нулевыми комиссиями?
Дмитрий Леви
Руководитель Петербургского Стартапа — Проекта Е–Посёлок.Ру (Ооо "Би–Ти–Лайт")
Отношение к новшеству ЦБ весьма неоднозначно. Понятна инициатива по упорядочиванию многочисленного массива различных операторов платежей, агрегаторов, операторов проведения, технических интеграторов и прочее. Фактически из этого разнородного сообщества создаётся ещё одна линейка лицензируемых в ЦБ организаций. Не думаю, что в ряды НППУ выстроится очередь. Большинство игроков либо не пройдут жёсткий входной контроль, либо с началом работы поймут, что ради сравнительно небольшого комиссионного дохода нести издержки совершенно неприемлемо. И либо уйдут с рынка, либо откатятся обратно под крыло банков и действующих НКО.
Денис Бобылёв
Председатель Правления ПНКО "Элплат"