Всё дело в синтезе: "Биокад" выиграл спор о поставках аналога "Леналидомида"

Автор фото: Сергей Коньков

Петербургское АО "Биокад" выиграло спор с московским управлением ФАС, вызванный закупкой Минздравом препарата для лечения онкологических заболеваний.

Арбитражный суд Москвы по заявлению АО "Биокад", разработчика и производителя лекарств, признал незаконным решение и предписание столичного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Спор возник из–за закупки препарата с международным непатентованным наименованием "Леналидомид" (применяется для лечения злокачественных плазмоклеточных новообразований), объявленной в марте ФКУ "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Минздрава за 3 млн рублей.
Победителем стал "Биокад", но столичное ООО "Примафарм", один из четырёх участников торгов, пожаловалось в УФАС Москвы.
По закону при поставке подобных препаратов предпочтение отдаётся тем, чей цикл полностью локализован в России или странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Антимонопольщики сочли, что "Биокад" это требование не выполнил, и обязали Минздрав по сути провести переоценку заявок поставщиков с учётом своего решения.
АО "Биокад", совладельцем которого является Дмитрий Морозов (№ 19 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2023), насчитывает в своём портфеле 63 лекарственных препарата. За последние 12 месяцев "Биокад" заключил 241 госконтракт на 6,7 млрд рублей.
ООО "Примафарм", оптовый продавец фармпродукции, также является активным игроком рынка госзакупок: за 12 месяцев им заключено почти 2,5 тыс. госконтрактов на общую сумму 14 млрд рублей, указано в сервисе "Контур.Фокус".
"УФАС неверно оценило содержание сертификата о происхождении, подтверждающего полную локализацию производства препарата на территории ЕАЭС, — говорит старший юрист практики “Фармацевтика и здравоохранение” компании “Пепеляев Групп” Таисия Кубрина. — Оно посчитало прочерк в графе “страна производства до получения молекулы” как доказательство её синтеза за рубежом. Однако регулятор не учёл особенности подтверждения уровня локализации для получаемых методом химического синтеза субстанций, который связан с технологическими стадиями производства молекулы. В перечне таких стадий отсутствует стадия до получения молекулы".
По словам эксперта, факт выдачи Минпромторгом сертификата о происхождении товара подтверждает, что все стадии производства осуществляются на территории ЕАЭС, а нормативное регулирование не предполагает оценки заказчиком такого сертификата по содержанию.
До июля 2022 года "Леналидомид" под торговой маркой "Ревлимид" поставляла американская Celgene. После истечения срока патента на рынке появились аналоги. "Биокад" производит дженерик "Рупсулимид".
По данным аналитической компании RNC Pharma, в 2022 году было реализовано 37 тыс. упаковок препарата на 4,4 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС), в 2023–м — 93,2 тыс. упаковок на 8,7 млрд. А по итогам первого полугодия 2024–го — порядка 23,9 тыс. упаковок на 1,8 млрд рублей.
"Динамика относительно двух первых кварталов 2023 года составила 32% в натуральном выражении и порядка 4% в рублях", — говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
По его словам, на конец 2021 года одна упаковка препарата стоила 232 тыс. рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС), по итогам первого полугодия цена упала до 76,5 тыс. "Биокад", чья доля в 2023 году составляла 18% от общего объёма закупок "Леналидомида", сможет либо сохранить, либо увеличить рыночную долю в данной товарной категории, полагает Николай Беспалов.
“Рупсулимид” появился на рынке только в июле 2023 года, в первой половине 2024–го компания не отгружала препарат, — поясняет эксперт. — Но основные тендеры на его закупку проходят во второй половине года, так что вполне вероятно, что в производственном плане компании выпуск продукта запланирован на более поздний период".
УФАС и "Биокад" не ответили на запрос "Делового Петербурга".