Эстония вводит тотальный досмотр на границе с Россией. Финский туристический рынок терпит убытки из-за нехватки круизных пассажиров. Дальнобойщики Латвии борются за разрешения на рейсы в Россию. Тайским сборщикам ягод предложили заработок до 4 тыс. евро в Суоми. Европейские фермеры опасаются ввода санкций ЕС на российские удобрения. Об этом — в дайджесте зарубежных СМИ за прошедшую неделю.
Когда и почему Эстония ужесточает контроль на границе с Россией
Эстония решила установить полный таможенный контроль вместо выборочного для людей и грузов, пересекающих границу в сторону России.
Контроль ужесточится с 8 августа 2024 года. Тотальный досмотр пассажиров и грузов коснётся всех погранпереходов на границе Эстонии и РФ: пунктов пропуска Нарва-1, Койдула и Лухамаа. Будут также ужесточены проверки железнодорожных грузов на выезде из Эстонии.
Премьер-министр страны Кристен Михал заявил, что введение полного таможенного контроля поможет "затруднить уклонение от санкций", так как, по его словам, попытки перевозки запрещённых товаров в Россию через эстонскую границу продолжаются.
Полный таможенный контроль вместо нынешнего рискориентированного займёт больше времени. Количество пересечений границы в направлении России, как ожидают эстонские чиновники, сократится.
Особенно сложной остаётся ситуация на границе в Нарве, где сотни человек стоят в очереди, чтобы попасть в Россию. Время пересечения в очереди и так выросло до 5-6 часов, но люди мирятся с трудностями. После закрытия финской границы Эстония стала главным транзитным хабом на пути из Евросоюза (ЕС) в РФ, а власти Финляндии не намерены открывать границу с Россией в обозримой перспективе. Премьер-министр страны Петтери Орпо заявил, что Хельсинки ждут определённых "гарантий" от Москвы.
Из-за чего туристический рынок Финляндии терпит убытки
Туристический рынок Финляндии пострадал больше других стран Скандинавии, так как конкурентное преимущество Хельсинки "исчезло в одночасье". Таким преимуществом были заходы круизных лайнеров в Петербург, признали представители финской туристической отрасли.
В прошлом году Хельсинки посетило втрое меньше круизных пассажиров, чем в 2019 году, а в первом полугодии 2024 года падение турпотока составило ещё 14%.
Без путешественников, прибывающих на больших круизных кораблях, терпят убытки кафе и рестораны финской столицы, а торговых точек за 5 лет стало меньше на 20%. С 2019 года в центре Хельсинки закрылось 137 магазинов, компании потеряли около 200 млн евро оборота.
Почему дальнобойщики Латвии хотят продолжать возить грузы в Россию
Латвийские грузоперевозчики заявили о проблеме с выдачей разрешений (так называемых "дозволов") на рейсы в Россию.
Дальнобойщики утверждают, что власти страны блокируют процесс выдачи "дозволов", так как не хотят продолжения грузоперевозок в РФ.
Работающие в сфере логистики и грузоперевозок латвийские компании отметили, что полностью отказаться от российского направления нереально, а запрет на рейсы в Россию для компаний из Латвии приведёт к тому, что грузы перейдут литовцам, которые "уже хлопают в ладоши".
Полное закрытие восточного направления может больно ударить по всей отрасли, в которой задействовано около 100 тыс. человек, а тысячи семей останутся без средств к существованию.
Сколько можно заработать на сборе ягод в Финляндии
Тайские сборщики диких ягод, возможно, доберутся до Финляндии уже 7 августа. Финские власти договорились с властями Таиланда об условиях для сезонных работников, обеспечивающих Суоми до 90% сбора урожая.
Сборщикам ягод из Таиланда предложили минимальный заработок в размере 1700 евро за сезон при работе 8 часов 5 дней в неделю. Дополнительная работа — 6 дней в неделю, но максимум 11 часов в день — обеспечит заработок 4 тыс. евро, тоже за весь сезон. Сезон объявлен с 1 августа по 5 октября 2024 года.
Без тайских сборщиков в Финляндии резко выросли цены на лесные ягоды, а редкую ягоду княженику, известную также как арктическая малина, продают по "сумасшедшим ценам": 200 евро за килограмм.
В лесах её находят всё реже, а в этом году никто из сборщиков пока не приносил урожай оптовикам. Производители финских ликёров из княженики отмечают, что вынуждены использовать прошлогодний замороженный урожай.
Почему фермеры опасаются ввода санкций ЕС на российские удобрения
Финские фермеры опасаются возможного ввода санкций Евросоюза на удобрения из России.
Они заявили, что в этом случае и без того высокие цены на удобрения поднимутся до новых высот, а основной удар примут на себя именно сельхозпроизводители.
В организации Fertilizers Europe, представляющей интересы крупнейших производителей удобрений в ЕС, считают, что санкции позволят Европе избавиться от зависимости от российской продукции, а цены стабилизируются, как только европейские производства удобрений выйдут на полную мощность.
В Центральном союзе сельскохозяйственных товаропроизводителей и лесовладельцев Финляндии с этим не согласны: там отметили, что европейские заводы по-прежнему будут нуждаться в российском сырье. В пример приводят норвежского производителя Yara — одного из крупнейших поставщиков удобрений в мире. Компания пыталась работать без российского аммиака, но по-прежнему половину сырья закупает в РФ.