Некоторые улицы Петербурга живут от одного перекрытия до другого. Различные работы на них ведутся почти непрерывно.
Примерно четверть улиц в Петербурге, на которых проводят те или иные работы, впоследствии перекрывают повторно. К такому выводу приводит сравнение координат 2,7 тыс. участков улиц, на которых вводились ограничения дорожного движения преимущественно в 2020–2024 годах.
Повторные ограничения могут иметь разные причины. Часто на улице нужно выполнить большой объём работ, которые разбивают на несколько этапов. В 7% случаев ограничения на одних и тех же улицах устанавливаются с интервалами в один день. Нечто подобное, например, должно наблюдаться в текущем месяце с ремонтом теплосетей на пр. Энергетиков в Красногвардейском районе.
С многоэтапными работами связаны и самые длинные (в километрах) ремонты — они наблюдаются в Пушкинском районе. Например, 8–километровый участок Московского шоссе от жилых кварталов Шушар близ КАД до Московской Славянки. С июля 2022 года там около года шли работы по прокладке электрокабеля. Но примерно через 3 недели на том же участке были вновь введены ограничения для установки опор освещения.
К другой разновидности можно отнести случаи, когда один тип ремонта плавно перетекает в другой. Так, в августе 2021 года инициированные "Водоканалом" работы по устройству водопровода на ул. Одоевского в Василеостровском районе спустя день перешли в прокладку газопровода по заказу "Петербурггаза".
Какие улицы ремонтировали не раз
Бывает и так, что дорогу открывают после ремонта, проходит несколько месяцев — и ограничения вводят вновь. В 2021 году по заказу Дирекции транспортного строительства велись работы по ремонту дорожного покрытия на Полюстровском пр. на значительном протяжении (около 4,7 км) — от 1–го Муринского до Пискарёвского пр. И на следующий же год по заказу компании "Россети Ленэнерго" на части этого отрезка Полюстровского длиной около 1,2 км (от Менделеевской ул. до Чичуринского пер.) проходили работы по реконструкции инженерных сетей.
Другие примеры случаев возможного отсутствия синхронизации сроков работ связаны с установкой светофоров. Так, в феврале–марте 2023–го движение на перекрёстке ул. Руставели и пр. Просвещения в Калининском районе ограничивалось из–за реконструкции светофоров. А уже в июле 2023–го на участке ул. Руставели, включающем, согласно ордеру ГАТИ, этот перекрёсток, начались работы по ремонту дорожного покрытия.
Наконец, случается, что движение не просто дважды ограничивают, а дважды полностью перекрывают (что может быть особенно обидно для тех, кто часто пользуется ремонтируемыми улицами). Судя по всему, осенью 2021 года Кооперативную ул. в Петергофе закрывали по заказу местной администрации для ремонта дорожного покрытия. А осенью 2022–го — для ремонта газопровода по заказу "Петербурггаза".
Аналогично, по документам, участок Морского пр. в Лисьем Носу, похоже, закрывали в конце 2020 — начале 2021 года по заказу СПб ГКУ "Управление заказчика" для прокладки инженерных сетей. А летом 2022–го — по заказу "Петербурггаза" для строительства газопровода.
Среди разного рода примеров улиц в городской черте Петербурга, на смежных участках которых вводились ограничения движения, можно также назвать Петровский, Малодетскосельский и Дунайский пр., пр. Ветеранов и Стачек и ул. Коллонтай.
Что чаще всего ремонтируют
23% повторяющихся ограничений относились к устройству сетей, примерно по 11% — к реконструкции газопроводов и к собственно дорожным работам. Кроме того, часть перекрытий, судя по всему, не связаны с ремонтами, поскольку ряд набережных и улиц в центре ежегодно перекрывают по распоряжениям комитета по транспорту для проведения мероприятий.
В 25% случаев интервал между ограничениями на одних и тех же улицах составляет меньше 33 дней, в 50% — меньше 142 дней, в 75% — меньше 387 дней. В среднем интервал между новыми ограничениями на том же участке составляет 9 месяцев.
11% участков с повторными ограничениями приходятся на Выборгский район, около 10% — на Центральный. По 7–8% приходится на Приморский, Адмиралтейский, Петроградский и Невский районы.
Почему улицы не всегда ремонтируют за один раз
"Я вижу тут проблему в том, что реально увязывать сроки физических работ никому не нужно", — отметил в комментарии "ДП" транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов.
Формальная сторона вопроса состоит в том, что один заказчик не может зайти на участок, пока предыдущий не передаст его в готовом виде.
Например, Дирекция по организации дорожного движения не может ставить знаки, пока Дирекция транспортного строительства не закончит свою реконструкцию. А для её завершения помимо строительно–монтажных работ порой бывает нужно провести лабораторные работы, экспертизы, устранение локальных замечаний, подготовить исполнительную документацию. То есть в реальности работы давно выполнены, а по бумагам — ещё нет. И новый ордер та же ГАТИ выдать не может. Подобных ситуаций можно избежать, если изменить структуру работы и ввести показатели качества, добавил эксперт.
Как согласуются сроки дорожных работ
"Для предотвращения подобных случаев все работы в городе координируются. Специалисты ГАТИ принимают заявки от заказчиков, планирующих работы, при рассмотрении которых учитывается комплексность и правильная последовательность выполнения работ, чтобы предотвратить нарушение созданного благоустройства", — сообщили "ДП" в инспекции.
При планировании работ по созданию благоустройства на объекте информация рассылается предприятиям энергетического комплекса, сети которых пролегают на участке работ, для сопоставления со своими планами, а также проведения осмотра своих сетей. Это делается в том числе для предупреждения аварийных работ. В инспекции отметили, что случаи, когда одну и ту же улицу за короткий срок дважды закрывают на ремонт, возможны только при авариях.
"В плановом порядке все работы в городе координируются", — добавили в ГАТИ.