Водитель на час: спрос на каршеринг в Петербурге вырос на треть с начала года

Автор фото: Агентство "Москва"

Популярность каршеринга продолжает расти, несмотря на ожидаемое повышение тарифов. Арендовать машины петербуржцы предпочитают на несколько дней, чтобы путешествовать на них все выходные.

Пока кикшеринг пытаются активно ограничивать, то запрещая работу во время крупных мероприятий, а то и вовсе выгоняя самокаты из центральных районов города, другой вид шеринга успешно набирает аудиторию. Каршеринг уже давно стал неотъемлемой частью транспортной системы крупных городов России, в том числе и Петербурга.

Самые популярные направления для каршеринга

В сервисе "Делимобиль" рассказали, что по итогам первых 6 месяцев года спрос на аренду их машин в Петербурге вырос на 38%. "По всей стране рост спроса на каршеринг в январе–июне 2024 года составил более 30%, а общее количество зарегистрированных пользователей превысило 10 млн. Санкт–Петербург вошёл в число городов, где спрос на услуги каршеринга растёт наиболее высокими темпами. Прирост пользовательской базы за указанный период составил почти 20%", — говорят в компании.
Важным фактором остаётся сезонность. С наступлением тёплого сезона особенно активно растёт популярность длительных поездок за город. В пресс–службе "Делимобиля" уточняют, что автолюбители чаще предпочитают проводить время в коротких путешествиях выходного дня и посещать достопримечательности своего и соседних регионов. Каршеринг в данной ситуации выступает альтернативой общественному транспорту, который завязан на расписание движения и чёткие маршруты.
К тому же рост спроса на суточные тарифы в каршеринге происходит из–за развития внутреннего туризма. Петербуржцы и гости города исследуют соседние регионы, куда может быть проблематично добираться на другом транспорте.
В "Ситидрайв" также фиксируют положительную динамику по количеству поездок и спросу. Количество заказов в Петербурге за первое полугодие выросло на 27% относительно того же периода в прошлом году. "Летом мы традиционно наблюдаем растущий интерес к каршерингу. Например, рост поездок в середине июля по сравнению с серединой мая составил порядка 19%. За 6 месяцев 2024 года жители Петербурга чаще всего совершали поездки в Ломоносов, Петергоф, Красное Село, Кронштадт, Сестрорецк и Всеволожск", — рассказали в пресс–службе "Ситидрайв".
При этом на развитие бизнеса негативно повлияли проблемы с App Store. Некоторое время приложение "Ситидрайв" не было доступно для владельцев iPhone, но совсем недавно оно снова появилось. "В этом году сервис значительно увеличил аудиторию. Среди факторов, повлиявших на это, — расширение условий допуска к сервису для пользователей от 18 лет и возвращение приложения в App Store. Наше приложение вновь доступно на всех операционных системах — это стало возможным благодаря усердным переговорам с Apple", — подчёркивают в компании.

Какие автомобили популярны для аренды

В пресс–службе "Яндекс.Драйв" отмечают, что с января 2024 года количество поездок в Петербурге выросло на 40%. Это связано с тем, что компания продолжала пополнять парк и работала над доступностью сервиса в городе. С начала года "Драйв" пополнил парк в Петербурге 200 автомобилями "Москвич 3", 300 Belgee X50 и 10 Haval M6. Сейчас в парке сервиса машины разных марок: от легковых Chery Tiggo 4 до Jeep Wrangler Sahara и до грузовых фургонов. Всего водителям "Драйва" доступно более 7,5 тыс. новых автомобилей в Москве, Петербурге, Сочи и Казани.
В "Делимобиле" добавляют, что росту спроса и увеличению продолжительности поездки также поспособствовало расширение автопарка. В Северной столице количество доступных машин выросло на 40%. "Делимобиль" в городах присутствия расширяет парк за счёт как популярных китайских брендов, так и привычных европейских марок. В Петербурге самыми востребованными машинами в первом полугодии 2024 года в категории "эконом" стали VW Polo, KIA Rio X–Line, Hyundai Solaris. В категории "комфорт" за тот же период лидируют Omoda C5, Nissan Qashqai, Chery Tiggo 7 Pro. В категории "стиль" петербуржцы чаще всего выбирают BMW 320i M Sport (G20), BMW 218i M Sport, Tesla Model 3, а в "бизнесе" — Mercedes GLC 250, Mercedes E 200, Audi A3.

На сколько подорожает каршеринг

Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто отмечает, что появился новый тренд: пользователи переориентируются на длительную аренду. Петербуржцы лидируют в части пользования пакетными тарифами: число таких поездок в среднем по рынку выросло на 11% за первое полугодие 2024 года. Водители чаще всего используют пакеты на один или два дня и путешествуют по городам Ленинградской области. Пользователь переориентировался на автомобили комфорт–класса из–за снижения количества более дешёвых машин. Китайские производители готовы продавать со скидкой оптом. Но в основном в Петербург перегоняют машины из московского каршеринга, у которых заканчивается лизинг.
Руководитель отдела по работе с юридическими лицами "Страховой брокер AMsec24" Роман Астафуров замечает, что у каршеринговых компаний сейчас растут издержки. Многие производители ушли из РФ, возник дефицит. Оставшиеся на рынке игроки перестали давать квоты каршеринговым сервисам. Лизинговые компании повысили ставки по договорам с 8 до 20%. Это может сильно повысить тарифы каршеринга и уменьшить количество пользователей. У некоторых моделей машин значительно выросла стоимость масел и жидкостей — на 20% и более.
Ещё один важный фактор — страховка. В России использовать автомобиль без страхового полиса ОСАГО запрещено в принципе. На машины, которые сдаются в аренду, ОСАГО оформляется в виде открытого полиса — управлять транспортом могут все люди, которые имеют водительское удостоверение. Страхователем выступает юридическое лицо, которое предоставляет услуги каршеринга.
Роман Астафуров добавляет, что компании включают в стоимость аренды расходы на каско. Это объясняется тем, что транспортные средства в парке каршеринга часто попадают в ДТП или страдают из–за неаккуратного вождения. Водители могут наносить повреждения, которые выявляются уже после предоставления услуги. Чтобы предотвратить лишние затраты, компании оформляют каско. Есть страхователи, которые используют франшизу. Это определённый лимит, при превышении которого расходы на возмещение ущерба берёт на себя страховщик.
"Сложности с лизингом могут возникнуть из–за роста стоимости автомобилей или изменения условий. Это может повлиять на стоимость аренды автомобилей в каршеринге. Обслуживание автопарка также может подорожать из–за повышения цен на запчасти, техническое обслуживание и топливо", — отмечает Астафуров.
При этом, по данным исследования группы компаний "Б1", автопарк российского каршеринга за следующие 5 лет может удвоиться — с 68 тыс. авто до 136 тыс. А рынок услуг каршеринга в целом по стране будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 год и может достичь 235 млрд рублей к 2028 году.