Градсовет рассмотрел эскизный проект строительства терминала высокоскоростной железной дороги на Лиговском проспекте в Петербурге. Терминал будет представлять собой нависающее над путями и внутриквартальными постройками сооружение высотой около 10 метров.
Так как прежде принадлежавшие железной дороге территории (участок возле Московского вокзала и грузовой двор) были проданы и застроены, и на их месте выросли торговый и жилой комплексы, ради строительства терминала планируется подвергнуть преобразованию исторические промышленные кварталы.
Так, склады Кокоревых на Лиговском пр., 50, будут реконструированы, их внешние конструкции сохранятся примерно на 90%. Сквозь часть из них организуют вход в терминал. А в два корпуса, стоящие ближе всего к путям, встроят пути и платформу (но, по словам членов совета, проектные решения на этот счёт не были представлены в объёме, который был бы достаточен, чтобы судить об их качестве).
В свою очередь соседние постройки шоколадно-бисквитной фабрики "Блигкен и Робинсон" (Лиговский пр., 52), в советское время приспособленной под завод лимонной кислоты, будут снесены. На их месте будет организована технологическая площадь с автомобильными перронами для посадки и высадки пассажиров.
На фото: Эскизный проект терминала ВСМ Москва — Петербург
Член совета Маргарита Штиглиц отметила, что использование исторической среды и включение новых сооружений в контекст выполнено тактично.
От Лиговского проспекта технологическую площадь будет отделять здание вестибюля второго выхода станции метро "Лиговский проспект" оранжевой линии метро. Оно и будет парадным фасадом вокзала, поскольку сами его нависающие конструкции не будут видны ни с Лиговского пр., ни с пл. Восстания.
Этот вестибюль метро будет иметь три выхода: один на проспект, а два других соединят его с терминалом. Вестибюль хотят построить не позднее 2028 года, одновременно с терминалом. На проект здания вестибюля в ближайшее время собираются объявить архитектурный конкурс.
Помимо выхода к Лиговскому, терминал будет также иметь выходы к пл. Восстания (через существующее здание Московского вокзала) и с восточной стороны от железной дороги к Военной ул. К выходу на Военную ул. не предполагается подводить общественный транспорт — он будет ориентирован в первую очередь на индивидуальные автомобили.
С Московского вокзала уберут пригородные электрички на станцию Волковская, чтобы освободить место на перронах для поездов ВСМ. Таким образом, жители Колпино потеряют прямую связь с центром Петербурга. Но как утверждается, электричек Волковская сможет принимать более чем в 2,5 раза больше, чем вмещает Московский вокзал.
На Градсовете было отмечено, что за 4 года, пока шла работа над проектом, он существенно изменился в лучшую сторону. Главный архитектор Петербурга Павел Соколов сказал, что было изменено решение кровли: волнистая кровля для меньшей заметности заменена на плоскую, терминал не просматривается с основных видовых точек. "Чем спокойнее решение, тем лучше для этого объекта", — считает главный архитектор.
На совете высказывались опасения, что автомобильных перронов окажется недостаточно: архитекторы Сергей Орешкин и Никита Явейн проводили аналогию с аэропортом Пулково, где из-за возможного недостатка длины перронов порой видится неразбериха с посадкой и высадкой из такси. Явейн отметил, что в РЖД могли бы более эффективно использовать полосу отвода и не "затыкать развитие" собственными постройками, что позволило бы увеличить число мест для стоянки и перронов.
Также отмечалось, что платформы выглядят слишком узкими с учётом того, что к ним поведут эскалаторы. Разработчики проекта на все претензии отвечали, что руководствовались нормативами и технологией железной дороги. И что верность расчётов проверит Главгосэкспертиза.
Большинство выступавших членов совета высказывались за согласование проекта с дальнейшей доработкой в рабочем порядке с учетом рекомендаций, которые отразят в решении совета. Итоги голосования, как обычно, должны обнародовать спустя несколько дней.