За 10 лет действия продовольственного эмбарго удалось заместить далеко не все импортные продукты.
На минувшей неделе исполнилось ровно 10 лет со дня вступления в силу указа президента РФ №560 от 6 августа 2014 года "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Именно этот документ вводил запрет на ввоз в страну ряда продовольственных товаров из государств, поддержавших санкции против российских юридических или физических лиц. Решение сразу вызвало ряд противоречивых оценок. Одни считали, что это даст мощный импульс развитию отечественной пищевой промышленности и сельского хозяйства, другие опасались ухудшения качества популярных продуктов и того, что на перестройку процессов не хватит инвестиций.
Выйти из–под санкций
На днях Минсельхоз подвёл итоги десятилетия развития агропромышленного комплекса (АПК) в условиях контрсанкций. По данным ведомства, за 2014–2023 годы фактический рост производства в сельском хозяйстве составил 33,2%, а по пищевым продуктам — 42,9%. В растениеводстве сбор зерновых увеличился до 150 млн тонн, сахарной свёклы — до 53,2 млн тонн.
Объёмы производства плодоовощной продукции за 10 лет выросли в 1,7 раза и в 2023 году достигли 7,5 млн тонн. Производство скота и птицы по сравнению с 2013 годом увеличилось на 35,6% — с 12,2 млн до 16,53 млн тонн. В том числе свиней — на 67,6% (с 3,6 млн до 6,06 млн тонн), птицы — на 36,6% (с 5,2 млн до 7,04 млн тонн).
Объём финансирования мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2023 году вырос до 442,6 млрд рублей. За 10 лет аграрный экспорт увеличился в 2,6 раза и составил $43,5 млрд по итогам 2023 года против $17,1 млрд в 2013 году. Россия сегодня направляет продовольствие более чем в 160 стран.
Сыры созрели
По оценке Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"), инвестиции в отрасль за последние 10 лет составили порядка 1,5 трлн рублей, объём вложений в перерабатывающий сектор молочной отрасли превысил 460 млрд рублей. В сырьевой сектор было инвестировано более 1 трлн рублей. По мнению генерального директора "Союзмолока" Артёма Белова, период продовольственного эмбарго пришёлся на этап трансформации молочной индустрии.
Совокупный объём импорта молочной продукции сократился на 32,1%. При этом поставки из третьих стран были практически полностью замещены импортом из Республики Беларусь. В целом самообеспеченность молочными продуктами выросла с 77 до 87%. По данным "Союзмолока", российские производители увеличили выпуск наиболее импортируемой до запрета молочной продукции: сыров (+132%), сливок (+205%), сухого цельного молока (+221,8%), сухого обезжиренного молока (+104,2%).
В пресс–службе ООО "Виола" (в Ленинградской области работает её партнёрское предприятие "Галактика") рассказали, что 10 лет назад ассортимент компании на 90% состоял из импортируемой из Финляндии продукции. Та небольшая часть производства, которая была локализована, работала преимущественно с импортными ингредиентами и упаковкой.
"В одну ночь наш бизнес полностью трансформировался. Это был вызов, но он нас многому научил. Уроки 2014 года, когда мы были вынуждены пересобирать модели поставок, логистику, адаптировать и локализовывать требования, переносить в Россию финские производственные стандарты, помогли нам успешно преодолеть сложности 2022 года, после того как финский концерн принял решение покинуть российский рынок", — вспоминают представители "Виолы".
В структуре прямых закупок компании доля импортных поставок сокращалась из года в год. Если в 2014 году она составляла 80%, то к 2022 году снизилась до 30–40%, а в 2024 году составляет всего около 7% (в денежном выражении от общего объёма прямых закупок).
Полностью локализованы закупки основного сырья — молока, масла, сливок, сухого обезжиренного молока. В "Виоле" также отмечают, что ассортимент продукции производится на 90% из российского сырья и ингредиентов и фасуется преимущественно в упаковку российского производства. Если 10 лет назад было сложно найти на местном рынке сырьё для плавленых сыров, то теперь можно выбирать из ряда локальных поставщиков.
"С точки зрения производства сырого молока в хозяйствах сохраняется зависимость от поставок ветеринарных препаратов, минеральных добавок, электроники для доильного оборудования, элементов сельхозтехники. В части заводов–переработчиков всё ещё есть некоторая степень зависимости от возможности поставок запчастей, высокотехнологичного лабораторного и производственного оборудования", — заметили в компании.
Далеко от яблоньки
Когда продовольственное эмбарго только вводилось, то, пожалуй, самую бурную общественную реакцию вызвали именно ограничения на ввоз сыра и фруктов. И если с сыром дела вроде бы наладились, то вот с фруктами ситуация остаётся непростой.
С одной стороны, Минсельхоз отчитался о том, что по итогам прошлого года был собран рекордный урожай — 1,72 млн тонн товарных фруктов, а урожайность плодов и ягод в стране за период с 2013 по 2022 год увеличилась более чем в 2,5 раза. С другой — пороговое значение доктрины продовольственной безопасности по обеспеченности фруктами и ягодами составляет 60%. Реальный же показатель на текущий момент лишь 44%. В связи с этим президент России Владимир Путин поручил Минсельхозу до 15 августа представить предложения по ускорению достижения порогового значения. Ранее стало известно, что прогноз урожая яблок в России в 2024 году снижен с 1,8 млн до 1,5 млн тонн из–за заморозков.