Минтранс РФ проведёт расчёты по расширению системы "Платон" на региональные дороги до конца 2024 года, рассказал глава ведомства Роман Старовойт.
Система "Платон" создана для возмещения вреда, причиняемого автомобильным трассам, за счёт взимания с большегрузов массой свыше 12 тонн платы за проезд по федеральным дорогам. Всего с момента запуска системы в ноябре 2015 года в Федеральный дорожный фонд поступило более 250 млрд рублей, за 2023 год собрано 49 млрд. Сегодня система охватывает более 50 тыс. км федеральных дорог. Протяжённость региональных трасс, которые потенциально могут включить в систему, составляет около 70 тыс. км.
Идею о расширении зоны действия "Платона" в июле высказал председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв. Интересно, что, когда слухи об аналогичной инициативе появились в СМИ ещё в 2015 году, Евгений Москвичёв, возглавлявший комитет Госдумы по транспорту, заявлял, что такое предложение не рассматривалось и рассматриваться не будет. "Система “Платон” будет работать исключительно на федеральных трассах", — настаивал депутат 9 лет назад.
Распространение "Платона" на региональные дороги могло бы привлечь дополнительные средства для того, чтобы хоть как–то сохранить дорожное полотно, не исключает партнёр исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова. В то же время рост издержек перевозчиков неминуемо вызовет увеличение конечных цен на товары.
"Два последних года инфляция в логистике и перевозках была выше средней по стране. Условно говоря, по РЖД это около 16%, по автоперевозкам — на уровне 15%. Здесь много факторов. Была и нехватка водителей, и дефицит транспортных средств. Но со второй половины этого года ожидается замедление темпов роста стоимости услуг в отрасли", — замечает аналитик.
Сегодня тариф "Платона" при проезде по федеральным трассам составляет 3,05 руб. / км. С 1 февраля 2025 года плата может вырасти на 5,2%, до 3,21 руб. / км. Однако окончательно решение ещё не принято — ставку установят в начале января будущего года. Годовой платёж по "Платону" за одну машину может достигать 200 тыс. рублей.
В июле 2022 года отраслевые ассоциации направили на имя тогдашнего первого вице–премьера Андрея Белоусова письмо с призывом заморозить тариф "Платона" с целью сократить нагрузку на бизнес в условиях санкционного давления, однако инициатива была проигнорирована.
Для отрасли автомобильных грузоперевозок "Платон" является больной темой с самого начала. Введение системы в 2015 году привело к массовой забастовке дальнобойщиков. В 2017 году после объявления о предстоящем двукратном повышении тарифа "Платона" (с 1,53 до 3,06 руб. / км) в нескольких регионах снова вспыхнули протесты. В итоге было принято решение повысить ставку только до 1,9 руб. / км.