Маленькая Швейцария, копия Аппалачей, младший брат Байкала, мини–Стоунхендж — это всё про Южный Урал и его достопримечательности. Поездка сюда может стать альтернативой для туристов, которым интересны как природные, так и индустриальные ландшафты.
Рост популярности внутреннего туризма привёл к тому, что многие россияне уже не по одному разу побывали на Кавказе и курортах Чёрного моря, съездили в Калининградскую область, вдоль и поперёк изучили города Золотого кольца или отдохнули в Карелии. Пришло время для поиска новых направлений. Один из нетривиальных вариантов — Южный Урал, а точнее его горнозаводская часть, расположенная в Челябинской области.
Локация не самая раскрученная, про неё редко пишут на специализированных сайтах и почти не включают во всевозможные подборки топ–направлений. Турфирмы скорее предложат купить путёвку на "прародину ариев" по так называемым местам силы — на Аркаим. Но Южный Урал — это прежде всего про горы, похожие одновременно и на Алтай, и на Альпы.
Золото, пельмени и автопром
Столицей горнозаводского края формально признан Златоуст, но с этим утверждением легко поспорят жители Миасса. Тем более что именно с него лучше всего начать путешествие, особенно если вы прилетели на самолёте через челябинский аэропорт Баландино. Оттуда едем на такси или автобусе до пригородного ж.–д. вокзала Челябинска, покупаем билет на электричку за 300 рублей и 2 часа любуемся пейзажами: болотами, степными лугами, маленькими посёлками с башкирскими названиями, и только в конце пути на горизонте появятся очертания гор.
Первым делом в Миассе отправляемся в Ильменский заповедник. В его музее представлено бесконечное количество минералов и горных пород, про которые вы точно что–то читали на страницах сказок Бажова. В принципе созерцание камней будет основным занятием в здешних местах, поэтому логично начать с точки, где собрана самая большая коллекция ископаемых и прочих природных богатств. Заодно в биологическом отделе музея можно услышать увлекательную историю о том, как местные звери делят имущество: лисы подкидывают мусор к норам чистоплотных барсуков, вынуждают их искать себе новое жилище, а сами "приватизируют" опустевшие "квартиры". В мире животных тоже нелегко приобрести недвижимость.
Знакомство с городом продолжаем в старой части Миасса. Возле плотины есть несколько улиц с дореволюционными домами, резными наличниками и каменными купеческими зданиями с изразцами. Их осталось немного, восстанавливают лишь единичные постройки, поэтому прогулка много времени не займёт. Туристам может приглянуться комплекс зданий, известный как "Дом купца Смирнова", где, как утверждают хозяева, находится первый в России Музей пельменя.
Отведав после дороги соленья, варенья и главное фирменное блюдо — приготовленные в печи пельмени по–демидовски, держим курс в Краеведческий музей. Там снова смотрим на окаменелости, чучела животных и погружаемся во времена золотой лихорадки, накрывшей город в первой половине XIX века, когда здесь было открыто большое количество месторождений драгоценного металла. Кстати, в связи с этим за Миассом закрепился статус "города в Золотой долине".
Остановиться на ночёвку можно в гостиницах, апартаментах или на базах отдыха, ориентированных на самый разный кошелёк. Цены варьируются от 2 тыс. рублей за номер в обычном мини–отеле без особых удобств до 20 тыс. рублей за коттедж–шале.
Отдохнув, идём изучать центр города. Для этого достаточно пройтись по проспекту Автозаводцев, вокруг которого и кипит вся жизнь. Если коротко, Миасс — типичный уездный уральский город, дома по большей части от трёх до пяти этажей. Но архитектура сталинской эпохи представлена достаточно широко.
Из современных достопримечательностей стоит обратить внимание на новый, открывшийся в 2024 году музейно–выставочный центр градообразующего предприятия — автозавода "Урал". Экспозиция рассказывает об истории эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС) на Южный Урал и первых моделях, сошедших с конвейера. Помимо раритетной техники на обзор выставлены грузовики, которые выпускаются в наши дни. При желании можно залезть под капот, забраться в кабину и посидеть за рулём.
Чисто там, где нет людей
Если промышленный туризм не привлекает — сразу мчим на озеро Тургояк. Его вода считается второй по прозрачности после Байкала.
На островах Тургояка найдены следы пребывания доисторических людей. Самая знаменитая стоянка древних обитателей этих мест — мегалиты острова Веры. В Миассе ими гордятся так же сильно, как англичане Стоунхенджем. Обычно приезжие берут экскурсию на кораблике или садятся на тримаран с городского пляжа, чтобы добраться до острова. Вариант для романтиков — заказать яхту на закате.
Следует учесть, что прогулка может сорваться из–за внезапной смены погоды. Ещё один нюанс — неготовность инфраструктуры озера к росту турпотока. Нехватка парковочных мест и цивилизованного общепита, заоблачные цены на средства размещения и неадекватные люди, отдыхающие дикарями как последний раз в жизни, могут испортить впечатление кому угодно. Впрочем, такие проблемы для внутреннего туризма отнюдь не уникальны.
Вода авантюрин точит
Следующая остановка — Златоуст, перед въездом в который находится стела Европа — Азия. Она будет сигнализировать о пересечении границы между двумя частями света. Горы станут повыше, уши заложит. А в остальном — отличий от Миасса мало. Оба города основаны примерно в одно время, численность населения там и там плюс–минус 150 тыс. человек.
В Златоусте обзорную экскурсию легко заменить поездкой на трамвае. Он здесь ходит по самой высокогорной трамвайной сети в России. В интернете можно заранее найти и загрузить аудиотур на смартфон, купить билет за 30 рублей (25 рублей по карте) и увидеть все красоты города. В Лиссабоне, между прочим, тоже очень популярны такие трамвайные путешествия, что в некотором смысле роднит столицу Португалии с Южным Уралом.
Примечательно, что по Златоусту ходят трамваи, собранные на Усть–Катавском вагоностроительном заводе (входит в госкорпорацию "Роскосмос"), всего в 100 км от города. Это предприятие также поставляет свои модели и в Петербург. В прошлом году, например, в Северную столицу досрочно прибыли 14 низкопольных вагонов по контракту с ГУП "Горэлектротранс".
На окраине Златоуста расположен кордон гигантского нацпарка Таганай с разветвлённой системой горных хребтов и туристическими тропами разного уровня сложности. Высшая точка — гора Круглица (1177,8 м). Сюда приезжают и на однодневные прогулки, и для дальних походов с палатками.
Со скал Таганая открывается вид на большую каменную реку — самую крупную каменную россыпь в мире. Причём состоит она не из банального гранита, а из авантюрина. Его местные названия — таганаит, или златоискр. Поплавать в этой реке невозможно, зато под толстым слоем покрытых мхом глыб слышен шум горных ручьёв.
Ходовые сувениры с Южного Урала — златоустовская гравюра на металле, кусинское художественное литьё или кусочек метеорита. За обломки небесного тела просят десятки тысяч рублей. Поистине космические цены...