Краткий бизнес-курс: "ДП" как учебник по истории предпринимательства

Автор фото: "ДП"

Считается, что газета живёт один день, а потому перечитывать старые номера — дело бессмысленное. Впрочем, иной раз газетная подшивка может заменить собой учебник истории. В случае с "ДП" речь об истории российского бизнеса первой четверти XXI века.

Факты, особенно в деловой прессе, всегда надо подтверждать цифрами. А они говорят, что за более чем 30–летнюю историю "Делового Петербурга" есть пять (впрочем, сегодня уже шесть) номеров газеты, заканчивающихся тремя нулями.
Редакция "ДП" нашла в своём архиве эти пять номеров и выяснила, что многие события, начавшиеся десять–двадцать лет назад, продолжаются до сих пор, а то, что, казалось бы, просуществует столетия, не продержалось и 10 лет.

Книжные дела

В первом из юбилейных выпусков — 1000–м — на обложку был вынесен текст с заголовком "Дом держится за книги". Рассказывает он, как наверняка несложно догадаться, о Доме Зингера на Невском проспекте. 11 июля 2001 года (именно тогда вышел 1000–й номер) "ДП" сообщал о планах проведения реконструкции в этом здании. Её затеял арендатор дома — ЗАО "Зингер", принадлежавшее Петербургскому агентству недвижимости (ПАН). Эта, казалось бы, техническая история имела длинное продолжение.
Реконструкция Дома Зингера завершилась в 2004 году. Одним из её итогов стало изгнание из особняка на Невском принадлежавшей городу Торговой фирмы "Санкт–Петербургский Дом книги". Бизнес в Доме Зингера стало вести ООО "Санкт–Петербургский Дом книги", близкое к собственникам ПАН.
Смольному потребовалось 18 лет, чтобы вернуться в особняк Зингера. За эти годы развалился Балтийский банк, который владел ПАН, а само агентство перешло в собственность санатора Балтийского — Альфа–Банка. Последний оспорил в суде договор субаренды помещений, отданных под книготорговлю. В 2021 году суд принял позицию банкиров, которые согласились сдать в аренду площади городской компании "Торговая фирма “Санкт–Петербургский Дом книги”". После этого больше года шёл ремонт, и лишь в ноябре 2022 года городской магазин вернулся в историческое здание. Так что стартовавший в 2001 году сюжет развивался более 20 лет.

Продаться Западу задорого

Есть ещё одна любопытная заметка в том номере. В коротком материале "“Пятёрочка” пробует Москву" речь шла об открытии первых 10 магазинов сети в столице. "Не исключено, что вскоре после Москвы последует открытие филиалов торговой сети и в других регионах России", писала газета в 2001 году. И как в воду глядела.
Если первый четырёхзначный номер "ДП" вышел в год бурного посткризисного роста, то 2000–й (12 сентября 2005 года) выпал на период активной экспансии иностранного бизнеса в Россию. В материале "Продаться Западу задорого" подводятся промежуточные итоги приобретения крупных петербургских компаний зарубежными игроками. "Российские компании часто не выдерживают конкуренции, поскольку финансовая прочность международных корпораций такова, что первые 5–7 лет они могут позволить себе захватывать рынок, устанавливая низкие цены и работая в убыток. В отличие от российских компаний, западные в краткосрочном периоде больше интересует не прибыль, а доля рынка", — цитировала газета гендиректора ЗАО "Мултон" (производитель соков) Александра Критского, чей бизнес в нулевые отошёл американской Coca–Cola.
Кроме сделки с "Мултоном" в том материале упоминаются и другие — по продаже ЗАО "Идеальная чашка" (если кто забыл, одна из первых в городе сетевых кофеен) скандинавскому банку Trigon Capital Group, сети "Строймастер" (группа "ТЕКС") — финскому холдингу Kesko (впоследствии эти активы отошли французской Leroy Merlen), ОАО "Комбинат им. Степана Разина" — голландской корпорации Heineken NV, 50% группы "Петросоюз" — американской компании H. J. Heinz.
Стоит ли напоминать, что захватить рынок западным игрокам надолго не удалось. В 2022 году большинство этих активов вернулись в собственность россиян.

Промышленность на периферию

3000–й номер вышел 7 октября 2009 года — в день рождения Владимира Путина. Который, впрочем, тогда не был президентом. Он возглавлял правительство страны, боровшееся с последствиями кризиса 2008 года. Слово "кризис" на 32 полосах той газеты было употреблено 34 раза, то есть практически в каждом материале. Впрочем, старинная китайская мудрость говорит, что любой кризис — это время возможностей. Собственно, открывающимся возможностям и был посвящён главный материал 3000–го номера. "Смольный определился, как развивать территорию вокруг Балтийского вокзала. Тем самым дан старт освоению соседних территорий в рамках проекта “Измайловская перспектива”", — гласила вводка к главной новости номера.
Сейчас логичнее немного переписать это вступление так: "Тем самым дан старт освоению девелоперами промышленных территорий города". Ведь если посмотреть на владельцев земли, оказавшейся в составе "Измайловской перспективы", то это сплошь крупные промышленные предприятия — заводы "Электросила", "Петмол", "Вагонмаш", "Техприбор". Сейчас на месте, где располагались производства, стоят жилые дома, проложены улицы. А промышленный бизнес вынужден развиваться на окраинах города или в соседних регионах. Мест под размещение промпредприятий в городе не осталось. Но это, как говорится, совсем другая история.

Новые времена

4000–й номер пропитан тревогой. Он вышел 3 марта 2014 года. Тогда впервые прозвучали слова о возможности военного столкновения России и Украины. Петербургские бизнесмены рассказывали о постепенном сворачивании своих проектов в соседней стране.
Впрочем, в том номере была поднята и вполне мирная, но рискующая стать вечной тема — ночной торговли алкоголем. К 2014 году продажа горячительного в магазинах после 23:00 уже была запрещена. Депутаты же предлагали распространить запрет и на заведения общепита. Эти попытки, к слову, продолжаются и по сей день.
5000–й номер вышел спустя несколько дней после отставки губернатора Петербурга Георгия Полтавченко — 10 октября 2018 года. Исполняющим обязанности градоначальника тогда был назначен Александр Беглов. Спустя год он выиграл губернаторские выборы, а в сентябре 2024 года имеет практически беспроигрышный шанс продлить мандат.
Всего за время выхода "ДП" в Петербурге сменились пять губернаторов. То есть в среднем один градоначальник на 1200 номеров.
В 5000–м номере редакция также решила поразмышлять, каким будет мир через 25 лет. В каком направлении будут развиваться общественные процессы, как может измениться транспорт, заменят ли людей роботы.
По истечении почти 6 лет сложно сказать, сбудутся ли эти предположения. Но на всякий случай в этот раз постараемся обойтись без прогнозов.
Пресс–служба Setl Group:
Без преувеличения можно сказать, что "Деловой Петербург" — единственная в Северной столице газета, которая посвящена бизнесу и его интересам в нашем городе. В этом году холдингу Setl Group исполнилось 30 лет, и получается, что наша компания и ваше издание — практически ровесники. Все эти годы мы работаем вместе, идём рука об руку. Вместе мы преодолели многие кризисы и трудности, которые коснулись всех секторов экономики без исключения. С удовольствием узнаём от вас новости отрасли, принимаем участие в совместных проектах. А для написания ваших материалов оперативно делимся аналитическими исследованиями рынка недвижимости, предоставляем экспертов и высказываем мнение о тех или иных событиях. Мы рады, что газета по–прежнему выходит на бумаге: несмотря на развитие интернет–СМИ и каналов в мессенджерах, многие топ–менеджеры хотят начинать свой день с номера "Делового Петербурга" на своём столе. При этом издание не стоит на месте, развивается, организует всё больше интересных мероприятий и запускает новые проекты. Так, в нашем холдинге большое внимание уделяется "зелёной" повестке, наши приоритеты — соблюдение экостандартов, разработка собственных стандартов SetlGreen и SetlPark, использование энергоэффективных технологий в процессе строительства. Поэтому мы не могли пройти мимо организованной газетой акции "Аллея бизнеса", где наши коллеги совместно с сотрудниками издания высаживали деревья в Пулковском парке. А проектом года, по версии газеты, признали реставрацию Канатного цеха с водонапорной башней на 25–й линии Васильевского острова, которую осуществлял Setl Group, чем мы невероятно гордимся. Желаем "Деловому Петербургу" успехов и процветания! Уверены, что наши дети также с удовольствием будут читать печатную версию газеты в далёком будущем.
Пресс–служба Клиники СМТ:
Выход 6000–го номера "Делового Петербурга" — важная веха не только для газеты, но и для нашего медицинского центра. Мы гордимся тем, что на протяжении многих лет наша компания развивалась вместе с вами, преодолевая вызовы и достигая новых высот. И всё это — с самого открытия первой клиники в 2008 году. Внимание и поддержка издания способствовали тому, что к настоящему моменту мы заняли одну из лидирующих позиций в своей отрасли. Достижения компании был и отмечены многими высокими наградами "Делового Петербурга". В 2023 году клиники СМТ были удостоены звания "Бренд года" в номинации "За качественный комплексный подход к лечению и комфортные условия для пациентов", в 2022 году — "За наивысшее качество медицинской помощи и образцовый сервис", а в 2021–м — "За безукоризненное качество медицинских услуг в соответствии с международными стандартами". Признание ведущими экспертами региона и журналистами редакции делового издания, объективная оценка деятельности очень важны для всего нашего коллектива, пациентов, а также медицинской отрасли в целом. Всё это вдохновляет на новые победы. Выход 6000–го номера "Делового Петербурга" символизирует ваши достижения, и для Клиники СМТ эта цифра имеет особое значение. 6000 — не просто число, это символ успеха и роста, это 6000 дней, или 16 лет развития, наполненных трудом, сотрудничеством и стремлением к совершенству. Мы уверены, что впереди — новые горизонты и возможности. Давайте продолжать двигаться вперёд вместе, создавая успешные проекты и укрепляя наши деловые связи.