Поступательный рост: как изменилась сфера грузоперевозок за 20 лет

Автор фото: Группа ГАЗ

Логистическая отрасль России за последние два десятка лет проделала впечатляющий путь. О том, как развивалась сфера, рассказали участники рынка и аналитики.

Роль транспорта в экономике можно сравнить с кровеносной системой человека. Подобно тому, как кровь переносит кислород и питательные вещества ко всем клеткам организма, логистика обеспечивает перемещение товаров между различными регионами. Это позволяет развивать бизнес и удовлетворять потребности заказчиков.
По некоторым данным, две трети всех грузов в России перевозят автомобили, что обусловлено значительной протяжённостью отечественных дорог. Это даёт возможность строить гибкие маршруты и обеспечивать доставку грузов от двери до двери.

Как закалялась сталь

Но до современного качества услуг отрасли пришлось проделать серьёзный путь. В начале 2000-х годов рынок представлял собой разрозненные перевозки, которые осуществляли мелкие компании и частные лица, а партнёров искали через бизнес-справочники.
Однако именно в этот период начали свою историю многие крупные представители отрасли. Один из них — оператор внутригородских и междугородних грузоперевозок "Грузовичкоф" — открылся в 2005 году, на тот момент в сервисе работало всего несколько человек, а автопарк состоял из полуторатонных "Газелей", которые можно было пересчитать по пальцам одной руки.
"Сейчас у нас более 5 тыс. различных автомобилей, большинство из которых — тентованные, как наиболее универсальные и востребованные. Автопарк стал расширяться благодаря различным запросам клиентов. Вначале увеличилось количество обращений с перемещением габаритного груза в автомобиль с помощью манипуляторов, поэтому в "Грузовичкоф" появились открытые автомобили — борты", — рассказывает исполнительный директор компании Михаил Назаров.
Стремясь удовлетворить потребности, отрасль стала предлагать и другие специализированные машины — типа "Пирамида" для доставки хрупких материалов, перевозящие длинные конструкции "Катюши", а также легковые универсалы, рассчитанные на небольшие объёмы грузов.

Отражение экономики

Грузоперевозки являются своего рода индикатором экономического развития. Как отмечает заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев, когда экономика падает, вслед за ней снижаются и показатели транспорта, в случае же позитивного тренда, логистика также набирает объёмы, причём довольно быстро. По словам эксперта, рынку практически не требуется времени на восстановление, положительная динамика начинается практически мгновенно, как только появляются первые признаки оживления в экономике.
"В последние 20 лет отрасль грузоперевозок развивалась неравномерно. За устойчивым ростом с начала 2000-х годов, достигшее пика в 2007 году, пришло резкое падение в 2009 году более чем на 26%, вызванное пришедшим в 2008 мировым экономическим кризисом.
После достаточно быстро начавшегося восстановления в 2011 на 7%, снова падение в 2014, 2015 годах на 3%, что было связано со значительным снижением мировых цен на нефть и ведением экономических санкций против России.
Далее снова было постепенное восстановление и выход на досанкционные показатели", — объясняет Дмитриев.

Доставка с маркетплейсов

Как отмечают в "Грузовичкоф", рынок транспортно-логистических услуг начал формироваться только в 2011 году. К этому моменту перевозчик запустил услугу офисного переезда и перешёл на круглосуточный формат работы. Тогда же всё большую роль в отрасли стали играть компании интернет-торговли.
"Они сейчас выходят на первый план. Wildberries в этом году по обороту товаров должен превысить 4 трлн рублей, по этому показателю они либо сравняются, либо обгонят X5 Group, текущего лидера в ретейле. Ozon уже обошёл сеть "Магнит". Только Wildberries и Ozon в совокупности к концу года, я думаю, возьмут 10% всего розничного товарооборота в стране", — констатирует генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Ранее участники e-commerce уже рассказывали "Деловому Петербургу" о значительном росте грузоперевозок за последние годы. Масштабирование интернет-бизнеса вылилось в целый комплекс услуг, который логистические операторы теперь предлагают торговым площадкам. Сегодня крупные компании могут не только перевозить товары от маркетплейса к заказчику, но и хранить их на собственном складе.

Современные технологии

С переходом на интернет взаимодействие между логистическими партнёрами стало более быстрым и удобным. Появление систем управления транспортом и автоматизированных платформ для управления поставками изменило подход к выбору партнёров и оптимизации маршрутов. Сегодня специализированное программное обеспечение стало неотъемлемой частью грузоперевозок. Оно помогает эффективно управлять логистическими процессами, оптимизировать маршруты, отслеживать грузы в реальном времени и минимизировать затраты.
"В 2018 году высокая конкуренция на рынке транспортно-логистических услуг стимулировала внедрение логистических решений. Наш сервис разработал собственное ПО, а также мобильное приложение и бизнес-кабинет для корпоративных клиентов. Кстати, благодаря собственным IT-разработкам, например, программам "Таксоконтроль", "Автоконтроль 2.0" в 2021 году сервис стал резидентом "Сколково"", — отмечает Назаров.
Следующим этапом новаций становятся беспилотные автомобили, причём их внедряют не только для доставки грузов. Так, "Грузовичкоф" на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году подписал соглашение с поставщиком электрических автономных платформ Evocargo. В рамках него логистический оператор будет использовать беспилотные грузовики на своих складах.
"Уровень цифровизации транспорта довольно высок, поскольку цифровизация развивается во многих связанных с транспортом отраслях, прежде всего, в промышленности и торговле. Например, есть возможность строить наиболее оптимальные маршруты и отслеживать грузоперевозки в режиме онлайн. С помощью цифровых технологий оформляются транспортные документы и проводятся платежи за услуги", — соглашается Дмитриев.
По его словам, в настоящее время российская логистика растёт довольно быстрыми темпами — от 3% до 6% в год, а основной прирост наблюдается именно в сфере автомобильных перевозок.