Калининград — город с высоким уровнем автомобилизации и, как следствие, хроническими пробками. Наплыв туристов только усугубил ситуацию.
В 2022 году на тысячу жителей областного центра приходилось 400 авто, и этот показатель продолжает расти. Одной из причин, по которым персональная машина есть чуть ли не у каждого второго жителя областного центра, стал наплыв дешёвых иномарок из Европы в нулевые. Но пересаживаться в общественный транспорт калининградцы не спешат, главная причина — в качестве сообщения.
Районы города плохо связаны друг с другом, есть такие, куда плохо ходит (а то и вовсе не ходит) транспорт, выехать из "спальника" на машине, а затем пересесть на троллейбус или автобус — сложно, потому что нет парковок, также отсутствует и гибкая тарификация, которая позволила бы платить за поездку только один раз.
Пробки "в горлышке"
Есть у калининградских транспортных сложностей и вполне объективные причины. Река Преголя делит город на две примерно равные части, которые связаны друг с другом пятью мостами, один из которых (Деревянный) очень узкий, второй (Двухъярусный) — на стадии реконструкции, третий (Восточная эстакада) достроен не до конца и идёт лишь над одним рукавом реки, а главный (эстакада на Ленинском проспекте) часто требует ремонта.
Добавьте к этому ещё с десяток ручьёв–речек поменьше, разветвлённую железнодорожную сеть, требующую бесконечных путепроводов над (или под) ней, а также островки довоенной планировки, не рассчитанные на современный трафик, — и рецепт ежедневного коллапса готов.
В итоге почти весь городской транспорт идёт через центр Калининграда, маршруты дублируются, а в часы пик весь транспорт собирается как на главных городских проспектах, так и на узких артериях в старых районах Калининграда.
Реформа вдалеке
Проблему может решить полная перестройка городской транспортной системы с созданием перехватывающих парковок и полноценных пересадочных узлов с подключением возможностей железнодорожного внутригородского сообщения (в Калининграде уже сейчас есть рельсобусы, своеобразное наземное метро, связывающее отдалённые районы). Эти планы обсуждаются не первый год.
"От транспортно–пересадочных узлов мы не отказались, более того — у нас сейчас на подписании трёхстороннее соглашение между правительством Калининградской области, администрацией города и РЖД о создании транспортно–пересадочных узлов (ТПУ) и продолжении внедрения в городе интермодальных перевозок с использованием железнодорожного транспорта, — рассказал “ДП” первый заместитель главы администрации, председатель комитета городского развития и цифровизации Игорь Шлыков. — Также в эти ТПУ должен подходить и общественный транспорт, большие автобусы, малые автобусы и личный транспорт. Соответственно нужны парковки. От этих планов мы не отказались".
Однако перспективы эти всё ещё туманны — действующая маршрутная сеть отторгована до 2026 года. "Мы планируем в бюджете на 2025 год ряд объектов модернизировать и сделать там пересадочные узлы. По поводу дублирующих маршрутов: на сегодняшний день мы проводим расчёты, но новая система оплаты проезда нам позволит лучше считать, где садятся и выходят пассажиры. Сказать, что мы полностью уберём дублирование, нельзя. Дублирование останется. Какие–то маршруты мы хотим модернизировать, исключив дублирование. Но к этому вопросу надо подходить вместе с вопросом о создании пересадочного тарифа. Такого рода кардинальные вещи мы не хотим внедрять, не обдумав", — отметил Шлыков.
"Волна" для туристов
С 2019 года в Калининграде действует система электронной оплаты проезда. Картой "Волна Балтики" можно расплатиться как в автобусах, трамваях и троллейбусах муниципального "ГорТранса", так и в транспорте частных перевозчиков. На сегодняшний день для проезда по ней установлен самый низкий тариф: 28 рублей. При оплате банковской картой он составляет 33 рубля, при оплате наличными — 37 рублей. В итоге процент оплаты налом в городе сократился до 12–13%. Но пока это единственная "гибкость", которую позволяют себе местные тарифы. В следующем году систему оплаты проезда обещают пересмотреть. В том числе должны появиться и специальные туристические тарифы.
"Система будет существенно гибче и современнее. И в ней предусматриваются такие виды тарифов, как на 3–5 поездок, безлимитные поездки на короткий период, допустим на 1 день, 5 дней, 10 дней и так далее... Я полагаю, что новые тарифы, и туристические в том числе, удастся запустить в марте–апреле 2025 года. Конкурсы уже объявлены", — рассказал "ДП" Шлыков.
Старейший погибающий
Калининградский трамвай — вид транспорта, к которому горожане относятся с особенным почтением. Даже в нынешнем, сильно усечённом виде он удобен для пассажиров и популярен у туристов.
Трамвайное движение в довоенном Кёнигсберге запустили ещё в 1895 году. Вторую мировую войну пережила только одна из пяти тяговых подстанций, однако движение в полуразрушенном городе возобновилось уже в ноябре 1946–го. И советские времена, и даже кризис 1990–х калининградский трамвай пережил вполне благополучно. Однако в нулевые от него буквально остались рожки да колесики. Местные власти тогда почему–то объявили экологичному транспорту бой и фактически уничтожили трамвайное движение: закатали трамвайные выделёнки в асфальт, убрали разворотные кольца и перестали обновлять подвижной состав. Печальным итогом этого стало сокращение числа трамвайных маршрутов с десятка до двух, причём без возможности их восстановления. Это потребовало бы глобальной реконструкции улиц и многомиллиардных вложений. Так что в планах у властей — хотя бы сохранить то, что осталось.
В 2022 году закупили 16 новых трамваев, и это было первое обновление парка за много лет. Только два завода в стране выпускают вагоны, которые подходят для Калининграда. В городе нестандартная для России метровая колея, такие узкие есть только здесь, в Пятигорске и Евпатории. "Корсары" производства петербургской компании "ПК Транспортные системы" обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.
"Трамвай — это очень перспективный вид общественного транспорта. Более того, его провозная способность очень высока, это показывают в том числе наши статистические отчёты, которые мы собираем, анализируя пассажиропоток. Есть, конечно, ряд сложностей, которые нам не позволяют сегодня сказать, что буквально завтра трамвайное движение сделает очень резкий скачок в своём развитии, — пояснил первый замглавы городской администрации. — Связано это в большей степени с крайне высокой стоимостью создания и содержания инфраструктуры. Я имею в виду трамвайное полотно, рельсовую решётку и так далее".
В последний раз трамвайные полосы капитально ремонтировали к 750–летию города, то есть в 2005 году. И с тех пор средства выделялись только на текущие работы. "Елена Ивановна Дятлова, глава нашей администрации, дала поручение на следующий год заложить более существенные расходы на содержание этого участка инфраструктуры. Поэтому в ближайшие 3−5 лет мы должны решить задачу первую — начать капитально ремонтировать существующее трамвайное полотно", — добавил Шлыков.
Он также пояснил, что власти хотят попробовать запустить в Калининграде в ближайший год кольцевое трамвайное движение по аналогии с московским метро. Только маленькое и в пределах центра — от Ленинского проспекта через улицы Шевченко, 9 Апреля, Черняховского с возвращением на Ленинский проспект. Но и тут есть сложности: придётся расширять одну из улиц.
Чтобы сделать трамвайное движение полноценным, необходимо строительство выделенных линий. Сейчас составы стоят в общем потоке и набрать скорость могут только на маленьких отрезках сохранившихся выделёнок. Ранее городские власти сообщали о проектировании таких полос на основных городских магистралях и ремонте существующей на аллее Смелых. Кроме того, зарезервированы земельные участки для новой трамвайной ветки в микрорайон "Восток". Однако о финансовом обеспечении этих планов речь пока не ведётся.
Экологичные и перспективные
Куда более радужным выглядит будущее другого "рогатого" транспорта. Троллейбусное движение в Калининграде в нулевые тоже скукожилось, до наших дней дожили только три городских маршрута. Парк также сильно изношен, однако в ближайших планах городских властей — покупка техники и открытие новых маршрутов.
Власти долго выбирали, какой именно вид транспорта развивать в Калининграде, — рассматривался вопрос замены троллейбусов электробусами. Победил, однако, более традиционный вариант. Региональные власти разработали программу закупки техники, рассчитанную на 3 года, и выделили из бюджета 490 млн рублей на покупку первых 12 троллейбусов уже в конце этого года.
"Мы хотим закупить троллейбусы с автономным ходом до 40 километров. Это дешевле, чем электробусы по нескольким причинам. Для троллейбусов уже есть контактная сеть. Как и трамвайную, её, конечно, тоже нужно содержать и модернизировать. Но вот для электробусов нам понадобится создавать новую зарядную инфраструктуру, чтобы они могли на межрейсовых отстоях подъезжать к этим электрозарядным станциям и дозаряжаться... Поэтому для себя мы на ближайшую перспективу — а перспектива ближайшая это 7−10 лет — планируем закупку троллейбусов".
Согласно планам городских властей, в десятилетней перспективе эти троллейбусы должны на автономном ходу добираться в районы города, где контактной сети нет, а городской транспорт очень нужен. "Мы рассматриваем, например, такие микрорайоны, как “Чкаловский”, “А. Космодемьянского”, “Восток”, это конец Московского проспекта, и так далее, — добавил чиновник. — Туда тащить инфраструктуру в виде контактной сети на сегодняшний день нерационально, нет ни места, ни денег, а вот троллейбус с автономным ходом эту задачу бы нам решил. Возможно, и к вопросу покупки электробусов мы вернёмся, но не в ближайшие годы".
Трудная дорога к морю
В высокий туристический сезон основная транспортная нагрузка в Калининградской области ложится на приморские направления. На побережье расположены пять относительно крупных городов, которые принимают львиную долю турпотока: это Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский, Янтарный и Балтийск. До трёх из них можно добраться по скоростной автомагистрали "Приморское кольцо", до остальных — по живописным, но узким и довольно опасным старым трассам. Железнодорожное сообщение есть только с четырьмя из этих муниципалитетов. В региональном министерстве культуры и туризма сообщили, что "глобальных трудностей" с доступностью приморских городов нет. Но, как всегда, есть нюансы.
Основная туристическая нагрузка ложится на Зеленоградск: он ближе всех к областному центру (до него по скоростной трассе всего 20 минут), там хорошие широкие пляжи, протяжённый променад и развитая инфраструктура. В разгар турсезона из Калининграда в курортный городок ходит скоростной электропоезд "Ласточка", выполняя 28 рейсов ежедневно, ещё 56 рейсов выполняют автобусы. Но, несмотря на впечатляющие цифры, в жаркие выходные весь транспорт до Зеленоградска переполнен, скоростное Приморское кольцо превращается в едва ползущую пробку, а сам Зеленоградск напоминает станцию московского метро в час пик.
Светлогорск и Пионерский расположены рядом. Причём настолько, что региональные власти грозятся в скором времени слить их в один муниципалитет. Но у каждого города свои особенности. Светлогорск усилиями московского бизнеса превратился в одну сплошную стройку. Застраивается даже первая линия у моря, так что в городе больше нет пляжа. Зато есть прекрасно сохранившаяся историческая застройка, узкие тенистые улицы, множество кафе, баров и ресторанов. Сосед–побратим Пионерский — полная противоположность Светлогорска: он отличается широкими оборудованными пляжами и почти полным отсутствием иной туристической инфраструктуры. Так что светлогорские туристы ездят загорать в Пионерский, а пионерские — гулять в Светлогорск. Доехать можно на электричке буквально за 5 минут. Города соединяют сразу несколько автомобильных трасс, вдоль одной из них есть полноценная удобная велодорожка.
"Ласточка" в этот курортный симбиоз ежедневно выполняет 21 рейс из Калининграда, также в Светлогорск и Пионерский ходят автобусы (48 и 13 рейсов соответственно). Добраться сюда можно и по Приморскому кольцу, каршеринг в Калининградской области развит неплохо.
Возможностей для дальнейшего расширения железнодорожного сообщения с приморскими городами нет, отметили в региональном министерстве развития инфраструктуры. "В июле этого года в жаркие дни в Светлогорск и Зеленоградск поезда осуществляли 89 рейсов ежедневно, это максимальные технические параметры для калининградской железной дороги. В настоящее время парк пригородных поездов составляют девять поездов марки “Ласточка”, на данный момент увеличение их количества не планируется. Калининградцы и гости региона при поездках на морское побережье выбирают именно пригородные поезда", — пояснили "ДП" в министерстве.
Самый западный город России — Балтийск — курортом назвать можно с большой натяжкой. Это база Балтфлота, а отдых в окружении корветов и миноносцев не лишён суровости. Пляжи там хорошие, но популярностью они пользуются в основном у калининградцев, приезжающих в Балтийск на личных авто. Добраться до форпоста можно и на электричке (пять рейсов ежедневно), и на автобусе (в сезон выполняется по 30 рейсов в день).
В Янтарном — самые широкие, живописные и благоустроенные пляжи в Калининградской области. Когда–то первыми в России два городских пляжа получили международный сертификат "Голубой флаг". Они соединены между собой необычным променадом — узкий и деревянный, он петляет среди дюн, пересекая каскад небольших озер. Рядом с этим курортом также находится крупнейшее в мире месторождение янтаря, туристы могут посетить смотровую площадку карьера, где его добывают. Место для пляжного отдыха идеальное, но труднодоступное: железнодорожное сообщение с Янтарным прекратилось в 2013 году, тогда туристического бума ещё не было на горизонте. Когда власти спохватились, было уже поздно: железнодорожные рельсы успели разобрать. Восстанавливать их не планируется.
Единственное сообщение с Янтарным — автобусное, в день из Калининграда выполняется по 16 рейсов. Однако это путешествие не для слабонервных: города разделяют 48 километров и в жаркие дни дорога может занять около 3 часов, потому что на узкой трассе собираются многокилометровые пробки. Дорога в Янтарный также печально известна сразу несколькими ДТП с участием рейсовых автобусов. Самая страшная такая авария произошла в сентябре 2020 года, в ней погибли шесть человек. Ситуация должна измениться, когда до Янтарного достроят Приморское кольцо. Эти работы уже ведутся, завершить их планируется не ранее 2026 года. Затем скоростную трассу планируют дотянуть и до Балтийска.
С аэропортом Храброво приморские города соединяет автобусный маршрут № 544. Его запустили летом этого года после многочисленных безуспешных попыток: несколько лет на конкурс по обслуживанию маршрута не заявлялся ни один перевозчик.
"Он доставляет пассажиров из аэропорта в Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск и Балтийск. К сожалению, маршрут не пользуется спросом у пассажиров — так, на одном рейсе едут 8–10 человек", — отметили в министерстве развития инфраструктуры. Пользоваться этим автобусом неудобно: ходит он редко, идёт долго. Так что туристы предпочитают добираться из аэропорта на такси. Вопрос железнодорожного сообщения с аэропортом сейчас не обсуждается.