ФАС указала, что новые автобусы не являются обязательным условием для проведения транспортной реформы в Ленобласти.
Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ленинградской области в результате внеплановой проверки заблокировало определение подрядчика в пяти конкурсах по отбору перевозчиков, которые проводятся в рамках региональной транспортной реформы. Совокупная начальная цена спорных торгов — 990 млн рублей. ФАС отменила протоколы подведения итогов конкурсов (в каждом из которых был только один участник) и предписала привести закупочную документацию в соответствие с требованиями законодательства и продлить сроки процедур.
В рамках реформы на 90 межмуниципальных и межрегиональных маршрутов Ленобласти должны выйти порядка 450 новых автобусов. Соответствующие требования к подвижному составу заложены в контракты. Автобусы должны быть выпущены не ранее 2023 года. И антимонопольное ведомство увидело в этом проблему.
В ФАС указывают, что безопасность на дорогах в РФ регулируется соответствующим законом, в котором прописаны требования для перевозчиков обеспечивать надлежащее состояние транспорта и проводить регулярные технические осмотры. Но закон не возлагает на них обязанности использовать исключительно новые машины. Кроме того, современный технически исправный автобус может иметь дату выпуска, например, 31 декабря 2022 года, однако требованиям комитета по транспорту он удовлетворять не будет. Представители заказчика на смогли пояснить, на основе каких норм права установили данные дополнительные требования, сказано в решении ФАС.
Помимо этого, регулятор счёл излишним включение в техническое задание (ТЗ) некоторых характеристик автобусов, например наличие маршрутоуказателей и определённое количество и расположение динамиков. В законе об организации перевозок наземным транспортом указаны только основные требования к подвижному составу (наличие кондиционеров, систем безналичной оплаты, низкий пол, определённое число мест), а вот включение в ТЗ дополнительных параметров требуется обосновывать, чего заказчик не сделал.
Всего на транспортную реформу в Ленобласти заложено около 8,5 млрд рублей, с перевозчиками уже заключён 21 контракт суммарно на 7,5 млрд. Причём ТЗ во всех конкурсах, как уже разыгранных, так и оспариваемых сейчас, идентичны.
Однако уже действующим договорам ничего не грозит, говорит член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. "ФАС никогда не работает по заключённым контрактам. И у неё нет полномочий проверять, пересматривать и что–то менять ретроспективно. То есть точно так же, как и в уголовном законодательстве, здесь действия обратной силы не имеют", — обращает внимание эксперт. При этом подобные ошибки из–за небрежности контрактной службы заказчика при составлении конкурсной документации довольно распространены, добавляет он.
Примечательно и то, что, хотя ФАС заблокировала конкурсы по результатам внеплановой проверки, приводимые ведомством доводы были описаны в жалобах, которые ранее подавались на другие торги комитета по транспорту. На некорректность требования по году выпуска указывал "серийный жалобщик" ИП Евгений Бухарев (за январь–август 2024–го он подал претензии более чем по 600 процедурам). А на излишние параметры по оснащённости машин обратило внимание строительное ООО "Авангард". У компании богатый опыт благоустройства и ремонта школ и детских садов, но в отрасли пассажирских перевозок она никогда не работала.
Управление ФАС отказало и Бухареву, и "Авангарду" в рассмотрении жалоб на основании 44–го закона, регулирующего госзакупки, так как они не имеют соответствующих лицензий, чтобы самим принимать участие в торгах. Тем не менее, как оказалось, ведомство нашло рациональное зерно в их доводах.
"ДП" направил запрос в правительство Ленобласти.