Плывём по течению: план Беглова по развитию берегов Невы выглядит противоречиво

Автор фото: "ДП"

В Смольном заявили об изменении подхода к развитию набережных. Но похоже, что отказываться от транспортных магистралей в пользу благоустройства власти не собираются.

О том, что власти Петербурга "изменили подход к береговым линиям рек", объявил лично губернатор Александр Беглов в ходе выездного совещания, которое прошло на борту теплохода в акватории Невы. "Набережные теперь отдаём жителям — делаем из них многофункциональные пространства, где для петербуржцев есть места и для тихого отдыха, и для активных занятий", — позднее написал он в своём telegram–канале.

Какие набережные планируется благоустроить

Согласно заявленным планам, в ближайшие годы благоустройство появится на набережной Мартынова, на Южной дороге, соединит парк 300–летия Петербурга с остальным берегом Большой Невки вплоть до 3–го Елагина моста. "Обновление затронет также Свердловскую набережную и Воскресенскую, а по программе “Два берега” обустроим берега Невы от моста Александра Невского до Рыбацкого", — сообщил глава города.
В целом планируется благоустроить 25 прибрежных объектов. Среди уже успешных примеров реализации "рекреационного каркаса" губернатор привёл в пример набережные Карповки и Смоленки. Также, как сообщал "ДП", недавно было выполнено благоустройство Балтийского бульвара вдоль Финского залива. О Тучковом буяне, вдоль которого также планировалась пешеходная набережная (и ведётся даже строительство тоннеля под Биржевой площадью), глава города в своём сообщении не обмолвился.
Транспортные эксперты, комментируя заявления городских властей, обращают внимание, что на основании приведённых примеров вряд ли можно в действительности говорить об изменении подхода. О глобальных изменениях можно было бы заявлять, если бы, скажем, вместо новых и старых магистралей по берегам решили делать пешеходные набережные с улицами местного значения или даже линейные парки. Но выходит, что, как и в случае с Карповкой, отдают, как говорится, то, что не жалко. Это, во–первых, набережные, которые не имеют большого значения с точки зрения автомобильного транспорта. Таковы берега Крестовского острова. Причём упомянутую Южную дорогу ранее отчасти уже благоустроили.
Речь идёт о дорогах, где свободная полоса земли осталась по тем или иным историческим причинам. Так, благоустроить берег между ЦПКиО и парком 300–летия Санкт–Петербурга обещают уже много лет. Магистраль (Приморский проспект) идёт там в стороне от воды. Прибрежная полоса ранее частично была занята промышленными постройками. После того как взамен стали расти жилые комплексы, заговорили о создании вдоль них променада.
Широкие газоны и тротуары есть вдоль Воскресенской и Свердловской набережных. Вдоль проспекта Обуховской Обороны за трамвайной линией сохранились зелёные насаждения. Этот проспект следует отметить особо, так как планы по созданию там непрерывного каркаса от моста Александра Невского до Рыбацкого на первый взгляд плохо увязываются с начавшимся уже строительством Большого Смоленского моста с его грандиозными развязками. Из–за этих развязок приходится сносить исторические здания, и маловероятно, что их будут как–то серьёзно корректировать ради променадов.
Как показывает практика, прибрежные зоны порой рассматриваются как резервы для строительства и расширения улиц. Так, время от времени возникала концепция строительства автомобильной набережной у Леонтьевского мыса на Петроградской стороне.

Сколько в Петербурге прибрежных парков

Нельзя сказать, что сегодня в Петербурге совсем негде погулять возле воды. По данным Openstreetmap.org, около 150 зелёных зон в Петербурге выходят к рекам (а точнее, находятся от той или иной реки на расстоянии не более 50 метров, которые может занимать, например, автомобильная дорога). Средняя площадь таких прибрежных парков составляет 16,5 га, а их общая площадь — 2,4 тыс. га. Это около 1,7% от общей площади Петербурга. К воде выходит примерно каждая десятая зелёная зона в городе.
Крупнейшими из выходящих к воде являются пригородные Павловский парк в Павловске, через который течёт река Славянка, а также Баболовский и Александровский парки в Пушкине (река Кузьминка). Среди зелёных зон в городской черте самым большим, судя по всему, является Муринский парк в Калининском районе (через него протекает Муринский ручей). Следом идёт Полежаевский парк в Красносельском районе (река Дудергофка).
Самые большие парки из тех, что выходят к главной петербургской реке Неве (а точнее, к её рукавам Малой Неве и Малой, Средней и Большой Невкам), — это Приморский парк Победы и Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова в Петроградском районе. Одним из самых крупных прибрежных парков в историческом центре является Екатерингоф в Адмиралтейском районе, который омывают реки Екатерингофка и Таракановка. Одна из самых маленьких зелёных зон, выходящих к рекам, — сквер Столыпина на Аптекарской наб. в Петроградском районе.
Шесть из топ–10 самых маленьких прибрежных скверов расположены на наб. реки Фонтанки. Это сад дома Дубянских, а также Семёновский, Ломоносовский, Обуховский, Калинкинский скверы и сквер Обуховской больницы. В целом 17% прибрежных зелёных зон превышают по площади 10 га.
При этом очевидно, что линейных зелёных зон, которые соединялись бы друг с другом и формировали каркас, особенно вдоль Невы, не так много. Причём некоторые из них, наоборот, исчезают при строительстве магистралей. Так, в 2000–е годы была утрачена аллея вдоль Приморского проспекта, которая шла вдоль Новой Деревни к ЦПКиО. В последние годы была застроена прибрежная территория, которая прежде отводилась под расширение парка 300–летия и могла стать частью единого прогулочного пространства.

Что происходит с парком "Заросли"

Заявление губернатора было сделано на фоне истории с ещё одной зелёной зоной на Неве, которая может исчезнуть, — так называемым парком "Заросли" в Василеостровском районе. Это местность в истоке Смоленки, через которую собираются проложить недостающий участок набережной Макарова.
Недавно проект строительства трассы был отправлен для прохождения государственной экспертизы, завершение которой планируется к середине осени. Дальше можно будет приступать к строительству, сроки которого будут зависеть от финансирования.
Одновременно проект планировки и межевания этого участка набережной проходил общественные обсуждения на сайте комитета по градостроительству и архитектуре. Там по этому проекту поступило множество обращений, в большинстве случаев критических. Авторы их просят не утверждать проект, поскольку, по их мнению, от этого в окрестностях увеличится количество машин. А качество воздуха, соответственно, ухудшится. Но пока не похоже, что от задуманного откажутся, так как в Смольном называют эту дорогу в числе приоритетных. В качестве элементов общественного пространства проектом предусмотрены гранитные тротуары, газон и велодорожка. Сегодня общественные слушания по "Зарослям" должны официально завершиться.
Сейчас берега рек оторваны от городского пространства и полностью отданы на откуп автомобилям. Формально есть тротуары, на которых порой невозможно находиться, потому что рядом шумная, пыльная и грязная магистраль без светофоров. Хотя Петербург называют городом на Неве, на этой реке мало где можно побыть, кроме как возле Адмиралтейства. Большинство набережных, включая новую набережную Макарова, таковыми не являются, а представляют собой дороги по берегу. Широкий подход к воде есть только на Крестовском острове и в ЦПКиО. Даже если взять небольшие реки в центре, там для пешеходов обычно доступен только узенький тротуар из кривых плит за тоненьким рядом деревьев. Где–то ещё есть зелень, потому что так исторически сложилось, как на Свердловской набережной, насчёт которой, как выясняется, есть некие намерения. Планы, заявленные городскими властями, может, и реалистичные, но они вряд ли изменят суть дела. Так, от моста Александра Невского до Рыбацкого, судя по планам Большого Смоленского моста, никакого сплошного благоустройства не будет. И мне кажется, что создание новых набережных сведётся к установке скамеек, но не к принципиальному изменению пространства. Главный показатель успеха подобных проектов — пойдут туда люди или нет. Я думаю, вряд ли это будут толпы.
Иван Вергазов
транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик"
Реки — основа и рекреационного каркаса города, и его природно–экологической инфраструктуры. Работа с берегами рек не должна сводиться к "благоустройству" и "созданию общественных пространств". Практика такова, что в таком случае появляются отдельные лоскутки условно озеленённых сквериков со скамейками и качелями. Вдоль рек необходимо проектировать единую сеть непрерывных береговых парков, имеющих как высокую вариативность сценариев использования, так и тщательно спланированную зелёную программу. На первых этапах это работа не столько архитекторов и транспортных планировщиков, сколько экологов и ландшафтных инженеров, способных спроектировать устойчивый каркас, состоящий из самоподдерживаемых экосистем с высоким биоразнообразием. Другой важный аспект заключается в том, что при этом необходимо сохранять и развивать сложившиеся зелёные пространства, даже если они на первый взгляд кажутся неухоженными и дикими. Парк "Заросли" во многих смыслах уникален для Петербурга и, безусловно, нуждается в сохранении. Дело не только в его экологической значимости и центральном расположении, но и в его роли как эпицентра формирования локального сообщества. Там в равной степени недопустимы и строительство автомобильной набережной, и формальное благоустройство в духе того, что появляется в других районах города.
Даниил Веретенников
архитектор, городской планировщик
Наибольшую проблему для культурного наследия в районе проспекта Обуховской Обороны представляет загруженность этого проспекта. Если вы посмотрите генеральный план, там есть планируемая к строительству Обуховская набережная. Как она будет увязана с заявленным благоустройством берега до Рыбацкого? Это первый вопрос, который возникает. К тому же там за "Пролетарской" начинается Обуховский завод, на территорию которого переносились предприятия из разных мест. У этого стратегического предприятия тоже есть свой фрагмент набережной. Вряд ли планируется у завода всё это отобрать. Нужно ответить на эти вопросы, прежде чем можно будет как–то оценивать проект. Многие считают, что надо оставить дикую, неукреплённую Обуховскую набережную, как она существует сейчас в районе Перевозной, но это опять же упирается в перегруженность проспекта Обуховской Обороны. Разговоры урбанистов о том, что чем больше строится дорог, тем больше появляется машин, оставим за скобками. С точки зрения законодательства об охране памятников особых препятствий для создания набережных нет. Так, недавно была построена набережная Макарова, там осталось сделать последний участок. Сейчас на его месте дикая береговая полоса, сквера там нет. Но на месте этой полосы хотят сделать сквер. Есть вариант строительства эстакады вдоль Невы для сохранения этой зоны.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"