В Смольном заявили об изменении подхода к развитию набережных. Но похоже, что отказываться от транспортных магистралей в пользу благоустройства власти не собираются.
О том, что власти Петербурга "изменили подход к береговым линиям рек", объявил лично губернатор Александр Беглов в ходе выездного совещания, которое прошло на борту теплохода в акватории Невы. "Набережные теперь отдаём жителям — делаем из них многофункциональные пространства, где для петербуржцев есть места и для тихого отдыха, и для активных занятий", — позднее написал он в своём telegram–канале.
Какие набережные планируется благоустроить
Согласно заявленным планам, в ближайшие годы благоустройство появится на набережной Мартынова, на Южной дороге, соединит парк 300–летия Петербурга с остальным берегом Большой Невки вплоть до 3–го Елагина моста. "Обновление затронет также Свердловскую набережную и Воскресенскую, а по программе “Два берега” обустроим берега Невы от моста Александра Невского до Рыбацкого", — сообщил глава города.
В целом планируется благоустроить 25 прибрежных объектов. Среди уже успешных примеров реализации "рекреационного каркаса" губернатор привёл в пример набережные Карповки и Смоленки. Также, как сообщал "ДП", недавно было выполнено благоустройство Балтийского бульвара вдоль Финского залива. О Тучковом буяне, вдоль которого также планировалась пешеходная набережная (и ведётся даже строительство тоннеля под Биржевой площадью), глава города в своём сообщении не обмолвился.
Транспортные эксперты, комментируя заявления городских властей, обращают внимание, что на основании приведённых примеров вряд ли можно в действительности говорить об изменении подхода. О глобальных изменениях можно было бы заявлять, если бы, скажем, вместо новых и старых магистралей по берегам решили делать пешеходные набережные с улицами местного значения или даже линейные парки. Но выходит, что, как и в случае с Карповкой, отдают, как говорится, то, что не жалко. Это, во–первых, набережные, которые не имеют большого значения с точки зрения автомобильного транспорта. Таковы берега Крестовского острова. Причём упомянутую Южную дорогу ранее отчасти уже благоустроили.
Речь идёт о дорогах, где свободная полоса земли осталась по тем или иным историческим причинам. Так, благоустроить берег между ЦПКиО и парком 300–летия Санкт–Петербурга обещают уже много лет. Магистраль (Приморский проспект) идёт там в стороне от воды. Прибрежная полоса ранее частично была занята промышленными постройками. После того как взамен стали расти жилые комплексы, заговорили о создании вдоль них променада.
Широкие газоны и тротуары есть вдоль Воскресенской и Свердловской набережных. Вдоль проспекта Обуховской Обороны за трамвайной линией сохранились зелёные насаждения. Этот проспект следует отметить особо, так как планы по созданию там непрерывного каркаса от моста Александра Невского до Рыбацкого на первый взгляд плохо увязываются с начавшимся уже строительством Большого Смоленского моста с его грандиозными развязками. Из–за этих развязок приходится сносить исторические здания, и маловероятно, что их будут как–то серьёзно корректировать ради променадов.
Как показывает практика, прибрежные зоны порой рассматриваются как резервы для строительства и расширения улиц. Так, время от времени возникала концепция строительства автомобильной набережной у Леонтьевского мыса на Петроградской стороне.
Сколько в Петербурге прибрежных парков
Нельзя сказать, что сегодня в Петербурге совсем негде погулять возле воды. По данным Openstreetmap.org, около 150 зелёных зон в Петербурге выходят к рекам (а точнее, находятся от той или иной реки на расстоянии не более 50 метров, которые может занимать, например, автомобильная дорога). Средняя площадь таких прибрежных парков составляет 16,5 га, а их общая площадь — 2,4 тыс. га. Это около 1,7% от общей площади Петербурга. К воде выходит примерно каждая десятая зелёная зона в городе.
Крупнейшими из выходящих к воде являются пригородные Павловский парк в Павловске, через который течёт река Славянка, а также Баболовский и Александровский парки в Пушкине (река Кузьминка). Среди зелёных зон в городской черте самым большим, судя по всему, является Муринский парк в Калининском районе (через него протекает Муринский ручей). Следом идёт Полежаевский парк в Красносельском районе (река Дудергофка).
Самые большие парки из тех, что выходят к главной петербургской реке Неве (а точнее, к её рукавам Малой Неве и Малой, Средней и Большой Невкам), — это Приморский парк Победы и Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова в Петроградском районе. Одним из самых крупных прибрежных парков в историческом центре является Екатерингоф в Адмиралтейском районе, который омывают реки Екатерингофка и Таракановка. Одна из самых маленьких зелёных зон, выходящих к рекам, — сквер Столыпина на Аптекарской наб. в Петроградском районе.
Шесть из топ–10 самых маленьких прибрежных скверов расположены на наб. реки Фонтанки. Это сад дома Дубянских, а также Семёновский, Ломоносовский, Обуховский, Калинкинский скверы и сквер Обуховской больницы. В целом 17% прибрежных зелёных зон превышают по площади 10 га.
При этом очевидно, что линейных зелёных зон, которые соединялись бы друг с другом и формировали каркас, особенно вдоль Невы, не так много. Причём некоторые из них, наоборот, исчезают при строительстве магистралей. Так, в 2000–е годы была утрачена аллея вдоль Приморского проспекта, которая шла вдоль Новой Деревни к ЦПКиО. В последние годы была застроена прибрежная территория, которая прежде отводилась под расширение парка 300–летия и могла стать частью единого прогулочного пространства.