"ДП" продолжает публиковать наиболее интересные бизнес-кейсы. Рассказ о вашем проекте поможет укрепить имидж компании, повысить лояльность клиентов, привлечь новых партнёров или инвесторов, а другим предприятиям — найти новые возможности для развития. Мы не ограничиваем круг тем. Например, можно написать об уникальном продукте предприятия, применении новых технологий, успешной рекламной кампании, работе своего HR-департамента. Делитесь своим опытом: case@dp.ru
Палки в колёса
Компании:
Whoosh, "МТС Юрент", "Яндекс"
Проблема:
административное давление на кикшеринг в Петербурге
Последствия:
вероятное сокращение выручки, рост издержек
С 1 августа городские власти запретили парковку электросамокатов в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Петербурга. Эта мера стала уже далеко не первым административным ударом по кикшерингу.
С 2021 года Смольный начал заключать с кикшеринговыми компаниями соглашения о соблюдении ряда правил. В частности, власти стали устанавливать запретные зоны для движения электросамокатов (Невский пр., Дворцовая пл. и т. д.) и запретные дни, а также ограничения скорости.
В 2023 году о необходимости усиления регулирования данной деятельности заговорили в ЗакСе. При этом в адрес компаний прозвучал упрёк в том, что они не платят налоги в Петербурге. В дальнейшем он неоднократно повторялся депутатами и чиновниками.
Весной 2024 года городской Центр управления парковками начал фиксировать нарушения правил пользования электросамокатами, в том числе с помощью камер видеонаблюдения. Сообщалось о тысячах выписанных штрафов. В мае к регулированию отрасли активно подключилась полиция. В течение нескольких дней её сотрудники вывезли с улиц города более 6 тыс. электросамокатов, припаркованных с нарушением правил. Также правоохранители посетили офисы некоторых кикшеринговых компаний.
Поводом к ужесточению мер к данному виду сервиса стали резонансные происшествия, когда водители электросамокатов и пешеходы получали травмы. Также многие петербуржцы недовольны хаотичной парковкой этих транспортных средств.
“
Закрытие четырёх районов было ответной мерой на запрос категорично настроенной части общества, но неоднозначной с точки зрения дальнейшего развития транспортной доступности в городе. Я напомню, что 80% поездок из 23 млн совершённых на прокатных электросамокатах — транспортные: жители и гости города объезжают пробки, добираются из спальных районов, преодолевают расстояние в пределах двух–трёх остановок общественного транспорта, чтобы сэкономить время. Востребованность электросамокатов в центральных районах все прошедшие годы была стабильно высокая. После запрета кикшеринга мы наблюдаем рост количества личных СИМ и велосипедов, поскольку граждане привыкли к комфорту пользования этим видом транспорта и не готовы от него отказаться. Запретить личные СИМ практически невозможно, а механизмы контроля соблюдения ими ПДД не обеспечивают надлежащий уровень безопасности поездок, не говоря уже о возможности ограничить скорость в медленных зонах. Без преувеличения, на сегодняшний день кикшеринг — пример цивилизованного микромобильного транспорта, для которого требуется развитие инфраструктуры. Очень важно, чтобы этот общественный запрос власти тоже услышали и реализовали в конкретных проектах, а не искусственно купировали его неоднозначными запретами.
Ксения Эрдман
Директор Ассоциации Операторов Микромобильности
Не разойтись на мосту
Организации:
администрация Петербурга, РЖД, АО "ПО "Возрождение"
Проблема:
требование градозащитников сохранить Цимбалинский путепровод
Последствия:
риски реализации проекта реконструкции путепровода
Петербургские активисты не оставляют попыток добиться сохранения Цимбалинского путепровода, построенного в 1910 году. Он был признан аварийным и с 2018 года частично закрыт для движения. В конце 2023 года городские власти подписали контракт стоимостью 9,1 млрд рублей на его реконструкцию с АО "ПО "Возрождение".
Работы, которые должны быть завершены в 2027 году, включают в себя строительство нового путепровода и снос старого. Они увязаны с реализацией проекта Высокоскоростной магистрали (ВСМ).
Градозащитники требуют сохранить историческое сооружение, настаивая на его ценности как памятника инженерного искусства начала XX века. Развёрнута общественная кампания, кроме того, идут суды о признании Цимбалинского путепровода памятником официально.
Примеры того, как градозащитники добивались своего, в Петербурге есть, как, впрочем, и обратные.
“
Выглядит всё так, что мост отдельно, а разговоры вокруг него отдельно. Это старый объект через сортировочные пути, из металла, с ограниченным сроком службы. Дававшаяся ранее оценка его состояния показала, что 110 лет эксплуатации даром не прошли. Можно, конечно, считать количество оставшихся оригинальных элементов и каждую заклёпку, делать выводы о проценте аутентичности. А потом прикинуть, сколько ещё придётся заменить, чтобы мост послужил дальше хотя бы как пешеходный. Есть вероятность, что понадобится новый старый мост. С другой стороны, желание оставить что–то из утилитарной старины в городе может иметь место. И тогда это вопрос вообще вне прагматичности, а сугубо в области финансирования. Как обычно и бывает, требование сохранить что–либо ответ на последний вопрос не предлагает. К примеру, если бы прилегающие к мосту участки застраивались жилой и коммерческой недвижимостью, то средства на обновление объекта, уже как части нового района, возможно, и нашлись бы. Переосмысление старых сооружений в городе зачастую происходит именно так. Но не в данном случае.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Ягодки врозь
Компания:
Wildberries
Проблема:
конфликт между учредителями
Последствия:
репутационные потери, ослабление контроля над бизнесом
Вот уже больше месяца вся страна смотрит захватывающий сериал о непростой жизни семьи миллиардеров. Известие о том, что Wildberries объединяется с крупнейшим оператором наружной рекламы Russ, в июне само по себе стало сенсацией. Потом внезапно выяснилось, что муж основательницы маркетплейса Татьяны Бакальчук недоволен сделкой с Russ и считает, что произошёл рейдерский захват компании. Вслед за этим Владислав Бакальчук, которому юридически принадлежит 1% Wildberries, развернул бурную PR-кампанию, участниками которой оказались самые неожиданные люди — от главы Чечни Рамзана Кадырова до рэпера Тимати.
Татьяна Бакальчук в ответ заявила, что происходит обычный развод, при котором между супругами возникли разногласия о том, как следует делить совместно нажитое имущество. Далее последовал публичный обмен претензиями, в ходе которого стороны пытались доказать, кто внёс больший вклад в развитие маркетплейса и кто должен им управлять. Наконец, 20 августа Владислав Бакальчук заявил о своём намерении зарегистрировать торговый знак "ВБ", подчёркивая, что это не только народное название маркетплейса, но и его собственные инициалы. Регистрация, по его мнению, также должна защитить "ценный актив" — доменное имя wb.ru.
Вся эта шумиха и PR-война наверняка отвлекают внимание менеджмента от актуальных вызовов, которых перед маркетплейсом стоит немало. Компания спешными темпами ведёт строительство нового склада в Шушарах взамен сгоревшего в январе. Завершить все работы планируется в октябре, но когда склад сможет заработать на полную мощность — остаётся только гадать. Пока же маркетплейс явно испытывает сложности с организацией логистики по Северо-Западу. Тем временем среди селлеров, потерявших свои товары на сгоревшем складе, по-прежнему много недовольных, хотя Татьяна Бакальчук публично заявила, что компания рассчиталась с пострадавшими на 95%, выплатив им в общей сложности 34,9 млрд рублей.
На этом фоне примечательно, что Wildberries не смог отсудить себе через арбитраж крупный имущественный комплекс в посёлке Понтонный: более 42 тыс. м2 земли и расположенные на ней восемь нежилых зданий.
Проблем хватает не только "на земле", но и в интернете. В начале нынешней недели представители компании сообщили об усилившейся активности кибермошенников — за первое полугодие 2024 года было заблокировано уже 794 сайта, которые, маскируясь под маркетплейс, пытались похитить данные банковских карт пользователей.