Фарфоровое дело: как дизайн "белого золота" изменялся во времени

280 лет назад Петербург стал колыбелью фарфорового производства в России. От изготовления небольших предметов до серийного выпуска узнаваемой во всём мире посуды был проделан большой путь. "ДП" решил проследить основные вехи развития петербургского фарфорового дизайна, так как в последние годы интерес к такой продукции показывает устойчивый рост.

Мода на фарфор в России возникла в эпоху Петра I, но тогда о собственном производстве не могло быть и речи — зарубежные изготовители хранили рецепт в строжайшем секрете. В 1744 году был издан указ о создании "Невской порцелиновой мануфактуры". Выдающийся русский учёный Дмитрий Виноградов, чье имя по несправедливой случайности затерялось в истории, изобрёл состав фарфоровой массы, положив тем самым начало истории русского фарфора.
Всего за несколько лет первые русские фарфористы достигли исключительного мастерства: начав с производства небольших чашек, табакерок, набалдашников для тростей, они смогли развить производство и создать удивительный Собственный Ея Величества сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня предметы из этого сервиза хранятся в Эрмитаже.
Сначала отечественные мастера при создании декора ориентировались на зарубежные образцы, однако постепенно в работах наших художников и скульпторов стали проявляться национальные черты и характер, а сама роспись стала отражать основные признаки каждой эпохи.
Например, во времена Александра I в фокусе художников, расписывающих императорский фарфор, всё чаще оказываются национальные темы, всплеск интереса к которым стал особенно заметен после Отечественной войны 1812 года. Характерный пример — сервиз "Гурьевский", ставший в буквальном смысле одой народу-победителю. Сегодня большая его часть хранится в Петергофе, а современные мастера ИФЗ производят реплики этих изделий.
Сервиз "Гурьевский"
О проявлении в фарфоровой росписи тренда на национальную идентичность также рассказала российский аналитик дизайна, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица Ксения Бандорина: "В какой-то момент, в начале становления, наш фарфор действительно вдохновлялся европейскими образцами, но со временем мы выработали собственную художественную школу. Вспомним неорусский стиль в предметах интерьера XIX века или знаменитую серию фарфоровых скульптур "Народности России", создание которой было приурочено к 300-летию дома Романовых. Несколько лет назад эту удивительную серию воссоздали на ИФЗ, и теперь все 74 скульптуры снова производятся на заводе. Такие коллекции сохраняют историю России, а посредством выставок фарфоровых арт-объектов или массовых тиражных коллекций их частичка попадает в наши дома".
Серия фарфоровых скульптур "Народности России"
К слову, именно в годы правления Николая II, по чьему приказу и была создана упомянутая выше серия скульптур, Императорский фарфоровый завод достиг образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Декоративные приёмы, используемые художниками, по богатству не уступали достижениям европейских производств, а в технике подглазурной росписи даже превосходили их.
Важный этап в дизайне фарфора приходится на первую половину ХХ века. Так, в изделиях 1920-х годов нашли своё отражение настроения первых лет пролетарской революции. Идеологические мотивы присутствовали в росписи посуды и предметов интерьера, с этой эпохой неразрывно связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича и Василия Кандинского. При этом принципы социалистического реализма и официальный стиль государственных заказов 1930-1950-х годов не только не привели к утрате векового опыта заводских художников, а дали им новый, яркий и красочный импульс к творчеству.
И в 1944 году, когда город только-только возвращался к жизни после блокады, петербургский фарфоровый стиль обрёл свое идеальное воплощение: художник Анна Яцкевич создала сервиз с рисунком "Кобальтовая сетка". Эта работа была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе, а в 2016-м сервиз "Кобальтовая сетка" получил звание "Гордость России".
Сервиз "Кобальтовая сетка"
Стоит отметить, что и сегодня на петербургском заводе используется классическая технология создания фарфора, разработанная Дмитрием Виноградовым. Но самое главное, как и раньше, производственный цикл почти на 70% состоит из ручной работы, что позволяет передавать из поколения в поколение традиции русской школы, а также сохранять эксклюзивность производимой продукции. Неслучайно, по мнению Ксении Бандориной, сейчас можно наблюдать важную тенденцию — массовый интерес к фарфоровым изделиям как к арт-объектам.
Производственный цикл ИФЗ почти на 70% состоит из ручной работы
"Современные художники активно работают над этим, создавая уникальные художественные коллекции. Благодаря авторским произведениям так называемое "белое золото" вновь приобретает свою исключительную ценность. На сегодняшний день фарфор, как и прежде, остаётся статусным подарком и часто становится предметом коллекционирования, в том числе и у молодого поколения", — резюмировала эксперт.