Петербургский производитель начал выпускать судовое навигационное оборудование

Автор фото: seacomm.ru

Группа компаний "Маринэк" запустила серийное производство судового навигационного оборудования и рассчитывает зарабатывать на его продаже до 80 млн рублей в год

В компании заявляют, что оборудование с аналогичными характеристиками в России не изготавливают, и планируют до конца года запустить новую производственную площадку в Красном Селе, в которую вложили 400 млн рублей. Но чипы всё равно будут импортные.

"Рассчитываем на 80% этого рынка…"

О начале серийного производства приёмоиндикатора глобальных навигационных спутниковых систем "Миран ГНСС СП–2" рассказал коммерческий директор группы компаний "Маринэк" Андрей Иванов. По его словам, для отечественного рынка оборудование уникально благодаря расчётной точности 0,6 м (95%), наличию дополнительной метрической системы измерения расстояния и скорости в километрах и километрах в час, поддержке спутниковых систем DGPS, ГЛОНАСС, DGalileo, DBDS и возможности одновременной активной работы с 24 спутниками. В середине июля прибор получил сертификат Российского морского регистра судоходства, он предназначен для круглосуточного определения навигационных параметров движения судна. Оборудование с такими техническими характеристиками, по словам Андрея Иванова, в России не производится.
"С момента, когда мы начали его разрабатывать, скептики сомневались в возможности обойти зарубежные аналоги в соотношении “цена — качество”. Ведь сформированная с начала 2000–х конъюнктура российского рынка показывает огромный технический задел азиатских конструкторов и программистов, опыт и навыки европейских и американских производителей и полное отсутствие всего этого в России. Отечественные разработчики не могут конкурировать по ценам с китайскими, и все увлеклись копированием. Мы создали собственное производство, что позволило уменьшить издержки и конечную стоимость", — говорит коммерческий директор группы "Маринэк".
По его словам, в 2024 году выручка от продажи "Миран ГНСС СП–2" составила 50 млн рублей при инвестициях 45 млн. Пока приборы выпускаются на запущенном в начале года производстве в Муроме ("ДП" писал об этом в апреле 2024 года), но на полную мощность их изготовление выйдет после запуска производственной площадки в Красном Селе, намеченного на конец года.
"Маринэк" строит там производственно–логистический комплекс, состоящий из двух сервисно–производственных зданий общей площадью около 1 тыс. м2 и склада. Как рассказали в компании, общая площадь земли строящегося комплекса — около 3 тыс. м2, принадлежит он ООО "НПФ Маринэк", инвестиции в площадку составили около 400 млн рублей.
"Локализация изготовления “Миран ГНСС СП–2” составляет 90%, за границей мы приобретаем для них только чипы. Объём российского рынка таких приборов оцениваем в 100 млн рублей в год и рассчитываем на 80% этого рынка. Текущий портфель заказов составляет 25 млн рублей", — говорит Андрей Иванов.

"Наш единственный путь — списывать у соседа…"

Исполнительный директор ООО "Северное море" (производит катера специального назначения) Ольга Одаренко полагает, что в России сегодня экономически целесообразнее копировать попавшее под санкции иностранное оборудование, чем создавать его полноценное производство.
"Плагиат всегда легче в достижении результата, списать контрольную работу у соседа — быстрее, чем выучить предмет и сделать её самостоятельно. Применительно к производству такого наукоёмкого оборудования, как навигационное, могу сказать, что сосед по парте учился намного лучше, чем мы. Думаю, в сегодняшних реалиях наш единственный путь для развития новых продуктов в России — списывать у соседа. Высокие налоги, высокая ключевая ставка, катастрофическое давление государственных служб на работу предприятий, огромный дефицит кадров и невозможность привлекать зарубежный персонал, как это делают во всём мире. У нас очень мало сделано для того, чтобы наравне с зарубежными компаниями идти вперёд. Навигационное оборудование и спутниковые приёмники для комплектования катеров мы закупаем исключительно за рубежом. Требования государственных заказчиков копируются из контракта в контракт, и мне не известен ни один российский навигационный прибор, который соответствовал бы этим требованиям", — говорит руководитель "Северного моря".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что на вопрос о целесообразности полного импортозамещения того или иного оборудования универсального ответа нет.
"Никто не ставил задачу провести полное импортозамещение — это и невозможно, учитывая ограниченность ресурсов, прежде всего людских, даже если подключить страны СНГ. Речь идёт о достижении технологического суверенитета, чтобы нехватка каких–то производств не тормозила развитие страны, в том числе в перспективе, и не могла быть использована как рычаг политического давления — полагает эксперт. — Соответственно, какие–то товары целесообразно производить, какие–то лучше закупать, включая использование параллельного импорта. Представляется, что должна быть проведена большая работа по всем отраслям, чтобы понять, к примеру, что вот эту номенклатуру важно начать производить самим в критически малые сроки из–за санкций, а эту — начать создавать на перспективу, поскольку хотя мы и можем без неё обойтись сейчас, но в будущем ситуация изменится. Это глубокое и масштабное исследование, по итогам которого можно делать программы поддержки конкретных отраслей, как это уже делается, к примеру, в судостроении. А ширпотреб выгоднее завозить из–за границы — негоже тратить на его производство ценные кадровые ресурсы".
Досье:
Группа компаний "Маринэк" включает шесть ООО, самые старые из которых — "Маринэк" и "Эра–Холдинг" — зарегистрированы в 2011 году. Конечные бенефициары всех компаний — Роман Бойчук и Андрей Иванов. "Маринэк", "НПФ Маринэк", "Маринэк–Юг" и "Маринэк–К" принадлежат петербургскому ООО "Эра–Холдинг", которым Роман Бойчук и Андрей Иванов владеют в равных долях. "Маринэк–СПб" — собственность Романа Бойчука. "Маринэк", "НПФ Маринэк" и "Маринэк–СПб" работают в Петербурге, "Маринэк–Юг" — в Ростове–на–Дону, "Маринэк–К" — в Красноярске.
По данным СПАРК, суммарная выручка компаний группы за 2023 год составила 803,5 млн рублей, самый успешный результат показал "Маринэк" — 572,3 млн. В компании сообщили, что у них есть представительства в Астрахани и Нижнем Новгороде.