После замедления YouTube бизнес не перестал пользоваться сервисом. Но начал дублировать видео на российских площадках.
После замедления трафик видеохостинга YouTube упал на 38%, подсчитали в Обществе защиты интернета. Похожие оценки привёл и глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн — по его данным, трафик сервиса упал более чем на треть.
Пока замедление особенно заметно на домашних ТВ–панелях и стационарных компьютерах. При этом операторы мобильного интернета обеспечивают прежние скорости показа видео без каких–то заметных ограничений. Не торопятся отказываться от использования YouTube и компании. Видеоконтент неплохо помогает продвижению бизнеса. А трансляции деловых мероприятий существенно расширяют аудиторию. Одномоментно перенести всё это на альтернативные площадки не так–то просто.
На каких ресурсах размещают корпоративное видео
Несмотря на замедление работы YouTube, в канале компании Sotrans органические охваты и вовлечённость пользователей не упали. Однако в целом у инфлюенсеров рынка грузоперевозок охваты снизились на 10–20%.
"Мы начали размещение видеоконтента на других площадках до замедления работы YouTube. Кросспостили длинные и короткие форматы на “Дзене”, в “VK Клипах”. В последнее время стали тестировать для размещения Rutube. Пока органические охваты несопоставимы с YouTube. Но, например, на “Дзене” отлично заходят форматы коротких видео. На площадке “VK Клипы” хорошие цифры по органике показывают и длинные, и короткие форматы. Удобная и понятная система рекламных инструментов выстроена в VK. На “Дзене” ситуация с продвижением видеоконтента пока имеет неполный функционал", — рассказал "ДП" руководитель SMM–отдела компании Sotrans Виктор Шаров. Он прогнозирует, что бизнес продолжит размещать контент не только на YouTube, но и на других, даже заблокированных площадках.
"Мы развиваем YouTube–канал не только для российского зрителя. Мы активно продвигаемся в странах СНГ, где работают рекламные инструменты платформы. Делаем это не только с целью продажи грузовой техники в этих странах, но и для развития узнаваемости нашего HR–бренда и набора сотрудников", — отмечает Виктор Шаров.
В петербургской производственной компании "Оникс" заметили падение охватов на YouTube–канале на 30–50%.
"Мы рассматриваем “Дзен” и “VK Видео” как основные площадки для перехода. Также Rutube предоставил удобный инструмент для перехода, поэтому наш канал также планируем актуализировать. Достоинств у альтернативных площадок, по нашей оценке, не так много, поскольку аудитория YouTube больше, приложение удобнее, алгоритмы прозрачнее, а аналитика более детализированная. Аналитика — очень важный элемент, поскольку позволяет отслеживать тренды и реакцию зрителей на контент. Также YouTube выше ранжируется в поисковых системах. Однако, насколько мы знаем, “Яндекс” уже ранжирует Rutube и “Дзен” выше, а также в интерфейсе появилась кнопка “Без YouTube”", — говорит продюсер видеоконтента компании "Оникс" Виктор Майзлин.
По его словам, алгоритмы добавления видео и требования к контенту почти не отличаются между платформами. Поэтому компания планирует дублировать свои видео. Как показал опыт запрещённых соцсетей, зрители там остаются как минимум ради зарубежного контента.
Среди подписчиков YouTube–канала компании "Аспро" внимание к видеохостингу упало в 3 раза. Исполнительный директор "Аспро" Сергей Галямов отмечает, что проблемы с сервисом начались, когда компания заканчивала стадию подготовки к пятидневному интенсиву.
"Обычно мы проводили наши вебинары так: создавали вебинарную комнату на GetResponse и транслировали видео на YouTube. Но не в этот раз. Как только упала скорость загрузки YouTube, мы приняли решение собирать зрителей сразу в вебинарной комнате GetResponse. Но на второй день нашего интенсива этот сервис решил закончить работу в России. За 2 часа до вебинара мы потеряли оба сервиса. Первое, что пришло в голову, — это Zoom и трансляция на “VK Видео”. Мы уже готовы были к отключению YouTube и загрузили все видео оттуда в “VK Видео” и Rutube. Если раньше прямые трансляции собирали около 50 зрителей, то в этот раз там было не более 15", — комментирует Сергей Галямов.
На сколько выросли охваты на российских видеоплощадках
На российских аналогах YouTube в последний месяц наблюдается прирост аудитории. По данным Mediascope, ежедневная аудитория Rutube достигла отметки 9 млн человек. Для сравнения: в июле средний показатель составлял 4 млн.
"Rutube с каждым днём становится всё более привлекательным для авторов контента. Только за один день на платформу загружается более 242 тыс. новых видео. И эта цифра продолжает расти", — отметили в пресс–службе Rutube.
У VK аудитория тоже приросла: в первом полугодии 2024 года среднесуточные просмотры у "VK Клипов" выросли на 81%, до 1,7 млрд, а у "VK Видео" — на 21%, до 2,4 млрд.
"Теперь российским платформам предстоит заработать долгосрочную устойчивую репутацию, а такое за 2 дня не делается. Надо вкладываться в технологическое развитие, в удобные интерфейсы и сервисы, в отказоустойчивость и скорость работы. Тут есть проблемы и вопросы у пользователей к нашим платформам. Но динамика прироста зрителей российских платформ ставит рекорды", — отмечает PR–директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов.
На каких платформах стоит публиковать видеоконтент
Эксперты сходятся в том, что полного перехода на российские платформы ждать не стоит. За долгие годы люди слишком привыкли к Youtube. При этом Андрей Шаромов полагает, что сейчас деградирует не скорость, а репутация YouTube, имея в виду блокировку некоторых российских авторов контента.
"Смогут ли российские компании продолжать публиковать контент на платформе, репутация которой скомпрометирована? В прежнем объёме вряд ли. Продолжит ли рядовой российский пользователь смотреть ролики на YouTube? Да, конечно, продолжит. Пользователь идёт на платформу за контентом, а не для того, чтобы присягать на верность анонимным цензорам YouTube. Эта платформа за долгие годы своего лидерства в индустрии видеохостинга накопила океан контента, который туда сохраняли, между прочим, сами пользователи со всего мира", — рассуждает он.
Эксперт убеждён, что ценность контента, созданного пользователями разных стран, никуда не делась. Так что они будут стараться пользоваться видеороликами с YouTube, пока это технически возможно.
СЕО агентства "Палиндром" Родион Скрябин считает, что компаниям стоит продолжать публикацию контента на YouTube, несмотря на риски дальнейшего замедления. Статистика Mediascope показывает стабильный рост аудитории YouTube в России. В начале августа этого года видеохостинг смотрели почти 83 млн человек — это больше, чем в прошлом году.
"Решение о переходе на другие платформы нужно принимать, опираясь на стратегию и цели компании. Важно оценить, какая аудитория у YouTube и как она соотносится с портретом вашего клиента. В любом случае нужно анализировать эффективность площадки для бренда, а не смотреть на трафик платформы в целом. Если присутствие на YouTube приносит нужное взаимодействие с пользователями, почему бы не остаться на платформе? Ситуация с YouTube сейчас — стимул оставаться гибкими и изучать возможности других площадок. Какие–то из них, возможно, помогут дотянуться до новых сегментов", — резюмирует Родион Скрябин.