Рынок финтеха в России за полгода вырос почти на 15%. Драйверами стали цифровизация банков, выход на рынок маркетплейсов, инфляция и искусственный интеллект.
Объём российского финтех–рынка по итогам первого полугодия 2024 года вырос на 14,6%, до 115,5 млрд рублей. За аналогичный период 2023 года этот показатель составил 100,8 млрд рублей, сообщают аналитики Smart Ranking. Отмечается также, что во II квартале 2024 года объём финтех–индустрии составил 56,2 млрд рублей, что на 10,5% больше, чем годом ранее.
Лидеры в минусе
Лидером по выручке во II квартале стал сервис "ЮMoney". Он активно используется для оплаты покупок в интернете, оплаты квитанций и других платежей. Однако выручка компании за этот период снизилась на 18,8%, с 6,7 млрд до 5,4 млрд. Выручка также снизилась у других лидеров рынка. Так, у компании "Эвотор" наблюдается падение на 17,7%, до 3,8 млрд рублей. Находящийся на третьем месте "Тензор" потерял 10,6% выручки, его объём составил 3,6 млрд рублей. Так что рост сферы происходит за счёт перераспределения платежей на других участников рынка.
Платёжные сервисы заняли самую большую долю рынка — 26,1%. Их совокупная выручка при этом снизилась на 13,4% по сравнению с предыдущим кварталом, но в годовом выражении выросла на 3,4%, до 15,1 млрд рублей. Снижение связано с тем, что крупные игроки, например "Сбер" и российские маркетплейсы, всё чаще приобретают банки и внедряют собственные платёжные решения, а также начали активнее конкурировать на рынке, отмечают аналитики.
На втором месте по доле рынка находятся разработчики ПО (18,97%). В денежном выражении сектор составляет 10,9 млрд рублей — выручка по сравнению с I кварталом этого года увеличилась на 12,4%. На третьем месте располагаются финансовые маркетплейсы, которые заняли 13,5% рынка. Выручка сегмента во II квартале выросла на 14,6% и достигла 7,8 млрд рублей.
Двигатели прогресса
Импортозамещение играет одну из ключевых ролей в росте рынка, говорят опрошенные "ДП" эксперты. "Сегодня банки — ключевые заказчики финтех–индустрии — комплексно обновляют IT–инфраструктуру. Кроме того, расширяются возможности и проникновение цифровых финансовых сервисов. Это связано не только с развитием IT–решений для банкинга, а скорее с такими факторами, как рост доверия пользователей к онлайн–сервисам, доступность интернета и уровень финансовой и цифровой грамотности. В результате наблюдается высокий спрос пользователей на новые инструменты, такие как BNPL — “купи сейчас, плати потом”", — говорит заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Т1 Иннотех" Андрей Гулидин.
HR–тимлид WMT Group Екатерина Кудряшова отмечает, что сейчас все компании активно переходят на новые технологии. Если раньше считалось, что в банках используют только устаревшие IT–решения, то сейчас ситуация противоположная — всё самое новое появляется именно у них. "Большинство запросов сейчас приходят онлайн, физические отделения становятся всё меньше нужны. Соответственно, расширяется спектр и качество услуг, которые можно получить онлайн, развиваются платформы для сбора и аналитики клиентских данных, чтобы создавать персонализированные решения. По моим ощущениям, также сейчас очень активно развивается разработка b2b–сервисов и маркетплейсов", — добавила Кудряшова.
Замруководителя направления финтех в СКБ "Контур" Алексей Евдокимов при этом считает, что ключевая причина роста — инфляция и индексирование стоимости услуг.
Капитал и ставка
В России ровно такой же тренд, как и во всём мире: финансовый капитал преобладает над промышленным, считает генеральный директор компании IW Group Александр Шибаев. Из–за высокой ключевой ставки, которую установил ЦБ, из экономики изъята вся лишняя ликвидность, она находится исключительно в финансовых организациях. Они имеют гораздо больше возможностей вкладывать денежные средства в своё развитие. Поэтому IT–рынок финтеха растёт и будет дальше расти.
Технический директор ITentika Александр Чиченин отмечает, что крупные игроки, опираясь на своё финансовое плечо, стараются диверсифицировать бизнес. "Они занимаются инвестированием в свои собственные инициативные направления: страхование, ретейл, медиа и смежные области. Некоторые компании занимаются связью и логистикой", — говорит он.
Рост финтеха положительно влияет и на другие рынки. Так, в "МегаФоне" сообщили, что цифровизация финансовой отрасли увеличивает спрос на облачные решения и PaaS, благодаря которым бизнес можно масштабировать. Кроме того, востребованы услуги киберзащиты, предотвращения угроз, защиты персональных данных клиентов, обеспечения безопасности транзакций. "Высокую популярность сохраняют и продукты на основе больших данных: рекламные сервисы, анализ рисков, предотвращение мошенничества, автоматизация процессов для улучшения продуктов и персонализации услуг", — подчеркнули в пресс–службе компании.
Александр Чиченин отмечает, что в отрасли активно внедряются технологии искусственного интеллекта. "Компании используют ИИ для оптимизации операционных процессов, улучшения клиентского опыта и борьбы с мошенничеством. Также в качестве альтернативы традиционным паролям и PIN–кодам биометрические методы (распознавание лиц и отпечатков пальцев) становятся стандартом", — рассказывает он.
Андрей Гулидин обозначил тренд на гиперперсонализацию с помощью ИИ — он помогает настроить основные процессы и рекомендованные предложения индивидуально под каждого клиента. "При этом благодаря подходу OpenAPI мы можем говорить о рекомендациях не только со стороны банка или финансовой компании, но и со стороны внешних организаций, например ретейла. Это позволяет проводить транзакции на внешних площадках без перехода в другое приложение или на другой сайт", — отмечает эксперт.
Прежде всего на рынке финтеха пользуются спросом продукты и направления, которые открывают новую бизнес–нишу для того, чтобы предприятия могли зарабатывать деньги, говорит Александр Шибаев. Поэтому предприятия поддерживают стартапы, ищут новые направления и туда в первую очередь вкладывают ресурсы на развитие. Так делают в первую очередь крупные игроки. Малый бизнес ограничен в ресурсах, и ему сложно делать ставку на непроверенные гипотезы — это всегда дополнительный риск.
Санкции против прогресса
Есть у финтеха и проблемы. Алексей Евдокимов считает, что развитие отрасли тормозят достаточно жёсткое регулирование и требования по обеспечению безопасности. Для их соблюдения нужны значительные финансовые вложения, доступные далеко не каждому участнику рынка.
"Один из ключевых фокусов финтеха и вместе с тем главный вызов отрасли — создание полностью суверенной автоматизированной банковской системы (АБС), от которой во многом зависит дальнейшее развитие финансовой индустрии", — обратил внимание Андрей Гулидин.
Екатерина Кудряшова называет вызовом высокую ставку рефинансирования и санкции — при высоких ставках становится невыгодно вкладываться в развитие и инновации.
Александр Шибаев добавляет в список кадровый голод в IT. В финтехе нужны не просто разработчики, а специалисты, которые хорошо разбираются в платёжных механиках, средствах и системах платежей.