Власти Петербурга рассмотрят идею запретить мигрантам работать в такси. С середины августа аналогичные ограничения начали действовать в Ленинградской области, а в одном из регионов, где его ввели ещё раньше, уже заявили о нулевом количестве ДТП с участием этого вида транспорта.
"Деловой Петербург" разбирался, нужно ли запрещать мигрантам работать в сфере пассажирских перевозок и как данные ограничения отразятся на работе такси в Северной столице, если Смольный последует примеру других регионов.
Неточные цифры
Предлагая Смольному рассмотреть новый запрет на заседании городского правительства 5 сентября, депутат ГД Михаил Романов подчеркнул, что на сегодняшний день "каждый второй мигрант в России является водителем такси", а "количество ДТП с их участием продолжает неуклонно расти". В частности, Петербург по итогам 2023 года занял пятое место среди регионов, где было больше всего аварий с участием мигрантов.
"В целях минимизации таких ДТП в текущем году около 20 субъектов РФ ввели ограничения для иностранных граждан на работу в легковом такси и арендованных автомобилях с водителем. Считаю, что подобная мера может быть введена и в Петербурге. Для Северной столицы это актуальный вопрос. Нужно его проработать: установить отчётность, срок переходного периода и ответственность за нарушения запрета", — перечислил депутат.
Сейчас ограничения на работу мигрантов в такси действуют примерно в 30 регионах, включая Алтайский, Приморский, Краснодарский, Камчатский, Красноярский, и Пермский края, Тюменскую, Калининградскую, Самарскую, Новосибирскую, Тульскую, Новгородскую, Калужскую, Челябинскую, Нижегородскую, Липецкую, Томскую, Курганскую, Воронежскую, Кемеровскую, Тверскую, Иркутскую, Амурскую и Ленинградскую области, НАО и Ханты-Мансийский автономный округ, Крым и Якутию. При этом в 18 регионах ограничения для мигрантов при трудоустройстве вводились начиная с марта 2024-го, после теракта в "Крокус Сити Холле".
Между тем в Магаданской области, где иностранцев с начала года запретили привлекать к работе в службах такси и частных перевозок, а также на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусах, резко сократилось число ДТП. Как сообщил ранее на этой неделе первый замминистра дорожного хозяйства и транспорта региона Виктор Ходаков, с января по июль количество аварий с участием автобусов снизилось на 50%, а с участием такси — до нуля. Уменьшилось и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, сразу на 78%.
Впрочем, как ранее писал "Деловой Петербург", изучив статистику ГАИ, говорить о прямой корреляции между запретом на работу в такси для мигрантов и снижением аварийности затруднительно. "Хотелось бы сначала посмотреть на эти статистические данные. Возможно, это сведения только по легальным перевозчикам, без учёта нелегалов, — обращает внимание эксперт по такси Юрий Вейков. — По данным ветеранов ленинградского такси, в среднем, каждая машина такси попадала в ДТП различной тяжести один раз в год".
В свою очередь доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова отмечает, что хотя случаи ДТП с водителями-мигрантами ярко проходят по СМИ, статистики по авариям с учётом национальности не ведётся, поэтому цифрами рост или тяжесть аварий с участием таких шофёров не подтвердить.
Тучи сгущаются
По данным ФНС, озвученным на последнем Международном евразийском форуме "Такси", сейчас более половины таксистов в России и Петербурге работают незаконно. По словам депутата ЗакСа Алексея Цивилёва, одного из авторов т.н. закона о белых такси, принятого в Петербурге в прошлом году, на сегодняшний день помимо 60 тыс. "реальных" таксистов, в городе работают столько же "бомбил". К их числу относятся и россияне, которые скрывая от страховой намерение подрабатывать частным извозом оформляют более дешёвый ОСАГО, однако если в качестве перевозчика выступает ИП-мигрант, вероятность того, что это он работает без разрешения, достигает 90%, продолжает депутат.
По мнению депутата ГД Михаила Романова, при введении запрета на работу в такси мигрантам, Северной столице следует пойти по пути Ленобласти, и для начала установить его на несколько месяцев с возможностью продления. "Цель этой меры, во-первых, — снизить аварийность на дорогах, рост которой, увы, во многом связан с работой иностранных водителей без достаточного знания русского языка, петербургских дорог и местных дорожных знаков. А, во-вторых, мы таким образом сможем на региональном уровне лучше регулировать поток иностранной рабочей силы, направляя его в нужное городу русло, в соответствии с оперативными потребностями городской экономики", — объяснил парламентарий.
При этом учитывая, что большинство участников рынка (включая "Яндекс Такси"), говорят об остром дефиците кадров, многим экспертам показалось странным, что в Ленинградской области ИП и компании в сфере такси обязали в течение трёх месяцев уволить мигрантов, уже работающих по трудовым патентам. Ведь нелегалов запрет на работу в такси не остановит, а иностранцев, которые пока что работают официально, находятся под контролем властей и платят налоги, попросту вынуждают перейти в теневой сектор.
В то же время введённые в Ленобласти ограничения не затронули граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые могут трудоустраиваться в упрощённом режиме благодаря договору о ЕАЭС. "Если по статистике на 2023 год миграционный поток в Россию был на 30% представлен уроженцами Таджикистана, и менее, чем по 10% киргизами и армянами, а в такси работают в основном мигранты из Киргизии, то введённые ограничения такого рода не должны серьёзно сказаться на отрасли в Ленинградской области", — прогнозирует кандидат социологических наук Дарья Щербакова.
А вот для такси в Петербурге, где спрос на водителей за последний год вырос на 50%, введение новых запретов и ограничений станет серьёзным потрясением. Особенно если учитывать, что к концу года износ автопарка достигнет прогнозных 60%, приведёт к дополнительным расходам владельцев таксопарков и скажется на конечных ценах на услуги; Да и новые правила пассажирских перевозок, которые вступили в силу с сентября и к которым рынок ещё не привык, уже сейчас подогревают будущий дефицит предложения, что тоже может спровоцировать рост цен на поездки.
Бесконечный процесс
Как рассказала "Деловому Петербургу" руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова, с 6 августа по 6 сентября 2024 года в Северной столице опубликовали 3 тыс. вакансий для водителей разных категорий и специализаций, что на 26% больше, чем в прошлом году. В то же время на одну вакансию водителя (легковые и грузовые машины, муниципальный транспорт) претендуют порядка 4 соискателей, что является нижней планкой для нормального рынка труда, хотя ещё в начале прошлого года приходилось до 10 претендентов.
“
"Подобный спад активности соискателей, может быть, среди прочего, вызван санкциями относительно миграционной политики и ужесточением работы для трудовых мигрантов, которые среди прочего достаточно часто откликаются на вакансии водителей такси. При этом на одну вакансию водителя такси в Петербурге сейчас приходится в среднем ещё меньше кандидатов — 1–2 человека. Всего на рынке труда Петербурга сейчас активны более 12 тыс. соискателей, которые претендуют на работу в качестве водителей (корпоративных, маршрутных и экскурсионных автобусов, водителей большегрузов и др.), а на работу именно в такси за последний месяц претендовали порядка 4 тыс. соискателей, то есть каждый третий в сфере транспорта в Петербурге сейчас", — резюмирует Мария Бузунова.
Выросли на фоне нехватки кадров и зарплатные ожидания: в среднем водители такси в Петербурге рассчитывают на сумму не меньше 88 тыс. рублей в месяц, а результаты недавнего опроса hh.ru и компании ПЭК показали, что каждый третий петербургский таксист хотел бы зарабатывать от 101 тыс. до 150 тыс. рублей в месяц, тогда как максимальные зарплаты достигают 180 тыс. рублей.
Впрочем, несмотря на рост предлагаемой зарплаты, россияне тоже не задерживаются в такси и переходят на работу с аналогичной доходностью, но меньшими требованиями по допуску на рынок. "В сфере государственного регулирования таксомоторных перевозок за последние годы был принят ряд законодательных актов, которые ужесточили требования для легальной работы на рынке. Если сделать анализ экономических затрат на выполнение всех законодательных требований к легальным таксомоторным перевозкам, эксплуатационных расходов (машины, топливо, запчасти), страхование (ОСАГО, ОСГОП) и тарифы на перевозки, которые предлагают агрегаторы, то можно сделать вывод, что легальные предприятия будут вынуждены работать ниже уровня рентабельности. Перевозчики, по сути, поставлены перед дилеммой: либо больше тратить на легальность и меньше зарабатывать, либо уйти в нелегальный сектор и аккумулировать средства на возможные штрафы. В то же время, анализ динамики сектора нелегальных таксомоторных перевозок показывает, что при введении новых правовых ограничений , он имеет тенденцию только к увеличению", — предупреждает Юрий Вейков.
Нажать на тормоза
Несмотря на то, что запрет на работу мигрантам в такси действует в нескольких десятках регионов, эксперты сошлись во мнении, что подобные ограничения будут чрезмерными для Петербурга и приведут к увеличению числа нелегальных водителей. К тому же, сейчас участники рынка пытаются разобраться с полисом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Последний стал обязательным с 1 сентября 2024 года и, как лакмусовая бумажка выявит, кто работает по-настоящему, а кто незаконно, подчёркивает депутат Алексей Цивилёв.
"Если мы действительно хотим бороться с таким явлением, как мигранты, которые работают в такси без разрешения и знания правил, нужно просто идти, проверять разрешения и, соответственно, отнимать у них право на работу. Весь инструментарий у контролирующих органов для этого есть и принимать каких-то дополнительных норм не требуется, но в связи с тем, что у нас на 60 тыс. реальных таксистов и на 60 тыс. нелегальных в месяц проходит всего 300 проверок, это, по большому счёту, как искать иголку в стоге сена... Да и бороться, в первую очередь, нужно не с мигрантами, а с криминальными элементами, которые нападают на женщин, детей. Поэтому лучше проводить какие-то тестирования, чтобы выявлять таких людей в первую очередь", — рассуждает парламентарий.
Юрий Вейков тоже указывает, что запрет на работу в такси для мигрантов не приведёт к резкому повышению безопасности таксомоторных перевозок, а лишь увеличит число нелегальных водителей. Для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, нужны системные меры. В том числе — создание условий, когда работать легально будет экономически выгоднее, чем за пределами правового поля.
"Петербургу и Ленобласти нужно разработать межрегиональную программу развития рынка таксомоторных перевозок, где должны быть отражены вопросы допуска на рынок, системы контроля, инфраструктуры таксомоторных перевозок и другие, — говорит специалист. — Уйти полностью от нелегалов в такси на сегодняшний день невозможно, поэтому самый оптимальный вариант: создавать систему профподготовки, когда мигранты будут проходить перед выходом на линию соответствующую теоретическую и практическую подготовку, сдавать зачёты... Самое главное, чтобы в попытках контролировать мигрантов, у нас не получилось ситуации, когда мы окончательно добьём легальный сектор рынка".