Рынок биологически активных добавок нуждается в более строгом регулировании.
Биологически активные добавки к пище стали очень популярными у современных россиян. Однако некоторые из них не только не приносят пользу, но и могут представлять опасность для здоровья.
Запрещённые вещества
По мнению медицинского юриста, собственника консалтингового агентства Appel.med Александры Аппель, регулирование биологически активных добавок в России остаётся слабым, что создаёт множество рисков как для отдельных потребителей, так и для системы здравоохранения в целом.
"Ключевые проблемы включают прежде всего отсутствие строгого контроля за качеством и безопасностью, поскольку, в отличие от лекарственных средств, БАДы не проходят обязательные клинические испытания на эффективность и безопасность. И это оставляет значительное поле для проникновения некачественных или потенциально опасных продуктов на рынок", — говорит она.
Так, в ходе мониторинга биодобавок к пище специалисты АНО "Роскачество" выявили более 400 товаров с содержанием запрещённых для использования в составе БАД веществ. В их числе кава–кава (перец опьяняющий), за реализацию которого предусмотрена уголовная ответственность по ст. 234 УК РФ, а также ашваганда (витания снотворная), которая обладает нефротоксичным эффектом и оказывает разрушительное влияние на почки.
По словам генерального директора Solgar в России и странах СНГ Хакана Эртюрка, недобросовестные продавцы, стремясь уйти из–под контроля, торгуют контрафактными и небезопасными БАДами под видом других пищевых продуктов, называя их, например, "пищевой концентрат", "пищевая добавка", "фиточай" и т. д.
"Пользуясь слабостью системы контроля маркетплейсов, такие продавцы находят потребителя через интернет–витрину. Покупатель уверен, что он приобретает биологически активную добавку, но по факту приобретает товар, который не проверялся на возможность безопасного применения человеком", — объясняет эксперт.
Действительно, по оценке Роскачества, объём рынка псевдо–БАДов оценивается в 50–70 млн упаковок в год и продолжает расти. Такая продукция реализуется через маркетплейсы и другие каналы продажи так называемого "непрозрачного" сегмента, который занимает не менее 20% рынка.
Опасная мимикрия
Ещё одной серьёзной проблемой является продвижение БАДов в качестве терапевтических средств. По словам Николая Беспалова, директора по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", недобросовестные производители продают биологически активные добавки под торговыми марками, которые до степени смешения повторяют оформление отдельных лекарственных препаратов (в том числе их же собственного производства).
"Для того чтобы не допускать мимикрии под лекарственные препараты, необходимо навести порядок в вопросах нейминга. Порядок необходим и в вопросах продвижения, чтобы не допускать возникновения у потребителя впечатления, что БАДы могут оказывать терапевтический эффект", — настаивает Николай Беспалов.
Впрочем, встречаются и более опасные ситуации. Некоторые производители, чтобы избежать длительной процедуры регистрации, вместо биодобавок продают лекарства, которые должны выдаваться по рецепту. Так, мониторинг Роскачества выявил более 200 лекарственных средств, реализуемых под видом добавок к пище. На маркетплейсах, несмотря на отсутствие у них соответствующей лицензии, можно увидеть множество лекарств, которые реализуются в разделах "Пищевые добавки", "Лечебное питание". Встречаются они даже в категориях, никак не связанных со здоровьем, — например, "Удобрения", "Аксессуары для обуви" и др.
"Отсутствие прозрачного контроля за оборотом БАДов на уровне маркетплейсов и иных интернет–платформ приводит к тому, что на сегодняшний день крайне проблематично привлечь к ответственности ресурсы за некачественную продукцию, реализуемую онлайн. А это, в свою очередь, приводит не только к наличию на рынке большого количества неконтролируемых продуктов, но и к дискредитации отрасли в целом", — считает директор департамента по формированию продуктового портфеля АО "Фармасинтез" Нунэ Алтунян.
Взять всё и запретить
Генеральный директор Pharmedu Татьяна Ходанович подтверждает актуальность проблемы. "Прежде всего данное направление требует полноценной регистрации препаратов, точно такой же, как лекарственные средства. Это упорядочит систему. Далее необходимо создание единого реестра, что также позволит систематизировать рынок и предложение на нём. Это позволит вывести БАДы из серой зоны в белую", — уверена она.
К более радикальной мере предлагает прибегнуть депутат Госдумы Виталий Милонов. По его мнению, виртуальная торговля такими препаратами должна осуществляться исключительно на специализированных медицинских сайтах при жёсткой верификации личности и возраста. Эксперты относятся к этой идее скептически.
Нунэ Алтунян считает, что на сегодняшний день мы имеем и без того вполне достаточное количество нормативных актов, регулирующих продажу БАДов в РФ. "Недостаточным является контроль за их соблюдением и исполнением надлежащих правил", — поясняет эксперт.
Хакан Эртюрк также убеждён, что намного целесообразнее совершенствовать действующее регулирование и увеличивать возможности Роспотребнадзора для контроля рынка. "Предложения ужесточить оборот всегда кажутся простым и эффективным решением проблемы. Но, как правило, любое ужесточение затрагивает лишь добросовестных и законопослушных участников рынка. На самом же деле, если оборот БАДов будет запрещён или существенно ограничен, то вновь вырастет объём чёрного рынка, подпитываемый интернет–торговлей из–за рубежа. Такая продукция в силу особенностей канала её приобретения не проверяется на безопасность и не контролируется Роспотребнадзором", — подчёркивает он.
Аналогичного мнения придерживается Александра Аппель. "Если инициатива по ужесточению свободной продажи БАДов будет принята, рынок может серьёзно сократиться. С одной стороны, это приведёт к отсеиванию недобросовестных производителей и повышению качества продукции. Однако следует ожидать негативной реакции со стороны бизнеса и возможного дефицита на рынке легальных добавок. Это может повысить их стоимость и создать условия для нелегального оборота", — считает она.
Хакан Эртюрк полагает, что важным дополнительным контуром безопасности для потребителя было бы наделение Роспотребнадзора правом блокировки интернет–страниц, предлагающих к продаже пищевые продукты, не соответствующие обязательным требованиям.