Карелия получила "Золотой каток" за достижения в области ремонта дорог. Но местных жителей это не утешает. Как карельские направления превращаются в дороги и всё ли на них гладко?
Летом 2024 года Карелия презентовала туристам новый, почти полностью сухопутный маршрут на Кижи: нужно добраться до деревни Оятевщина, а от неё по воде всего 800 метров до острова. Дорогу Великая Губа — Оятевщина достроили в 2021 году. 31 км прекрасного гладкого новенького асфальта стал своего рода символом того, что Карелия взялась за дороги всерьёз.
Вообще ещё недавно ситуация с дорогами в регионе была плачевной. В 2017 году, например, республика осилила ремонт 20 км. В прошлом году — уже больше 350 км. Правда, и денег Карелии дали немало. Около 13,5 млрд рублей. Глава республики назвал сумму беспрецедентной.
Дышащие дороги
За последнюю пятилетку в Карелии отремонтировано больше 1190 км региональных дорог, что в 24 раза больше, чем за предыдущие 5 лет. За это, кстати, республика получила "Золотой каток".
На этот год запланировано было привести в порядок ещё 200 км региональных дорог. Нацпроект "Безопасные и качественные дороги" — то, на что в республике уповают и рассчитывают. Понятно, что своих денег на то, чтобы приводить в порядок бессчётные километры трасс, нет.
Не ощутить перемен в качестве карельского асфальта нельзя. Причём в прямом смысле: на автомобиле поездки стали гораздо более расслабленными.
Но весной этого года у автомобилистов возникли вопросы. Только–только уложенный как раз по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги" асфальт начал в прямо смысле трещать по швам. Водители изумлялись, изучая сквозные трещины, в которых можно было увидеть песчаное основание дороги. В щели вкладывали монеты и другие предметы, чтобы показать масштабы катастрофы.
А кое–где дороги пошли волнами. Как, например, случилось с дорогой Шуйская — Гирвас, на которую автомобилисты не могли не обратить внимания. Её обновление было долгожданным.
Но глава карельского Минтранса Сергей Щебекин объяснил: всё дело в морозном пучении. Зима была холодная, морозы сменялись оттепелями. А дороги "дышат и ходят".
"Некоторые трещины с высыханием дороги уйдут сами, — говорил весной этого года министр. — Наиболее продольные трещины или появившиеся поперечные сами не закроются, но есть специальная технология, разработанная и одобренная Федеральным дорожным агентством, для лечения таких трещин. Это не уникально для Карелии".
Дороги трещали так, что даже глава российского Следственного комитета Александр Бастрыкин, на которого в республике теперь надеются едва ли не больше, чем на профильные республиканские ведомства, заинтересовался.
Конечно же, трещины залили. Но вполне очевидно, что следующая зима принесёт очередное морозное пучение. Кстати, такой формулировкой власти прежде не пользовались, общаясь с населением. Долго ли дорога сможет пучиться без последствий — не ясно.
Основание — всему голова
Говоря об особенностях карельских дорог, следует всегда держать в уме карельские ландшафты. Все эти живописные болота по краям дорог, радующие туристов таинственным флёром Русского Севера, пролегают и под дорогами. Чтобы побороть болото, мало просто создать песчаную подушку, мало даже проложить трубы и уложить асфальт. А нацпроект "Безопасные и качественные автодороги" не предполагает подготовки основания с нуля. Поэтому "дышать и ходить" дороги будут год за годом, медленно разрушаясь. И на их обновление постоянно будут требоваться деньги.
У опытных дорожников к ремонту карельских дорог отношение настороженное.
"Толщина асфальта регулируется ГОСТом и составляет 5 см, — рассказал “ДП” источник в дорожной отрасли. — Проектировщики должны просчитывать остальные параметры. И обязательно учитывать особенности почвы. Очень важно максимально качественно готовить основание. Именно от этого зависит, как долго будет “стоять” дорога, не появятся ли дефекты. Вообще в строительстве дорог важно учитывать массу параметров, соблюдать все процессы. Значима и температура воздуха для укладки асфальта, и точность исполнения технологии “приготовления” самого асфальта. А для Карелии велика актуальность также качественной работы с полосами отвода".
Километр — 300 млн
Но если где–то дороги приводят в порядок, то местами о запахе нового асфальта только мечтают. И речь идёт не о самых забытых богом и туристами местах. Например, уже не первый год бьются жители небольшого посёлка Тиурула в Лахденпохском районе с пылью, поднимающейся над дорогой на остров Кильпола.
Тиурула, кстати, первый карельский посёлок, в который въезжают гости со стороны Ленинградской области. А Кильпола — самый большой остров Ладоги. Туристов здесь много. И все они едут, поднимая клубы пыли, по Солнечной улице, центральной для посёлка.
"Дорога у нас грунтовая. В сухое лето такая пыль, что мы не видим соседних домов, — говорила на встрече с администрацией района, сотрудниками ГИБДД и депутатом карельского парламента местная активистка Татьяна Яковлева. — Мы не против развития туризма. Но создайте нормальную инфраструктуру, заасфальтируйте дорогу, сделайте “лежачих полицейских”, ограничьте скорость по посёлку до 20 км/ч, чтобы местные жители могли как–то существовать".
Всё, что мог сделать Минтранс, — обработать дорогу спецсредствами, чтобы пыль хотя бы не поднималась так активно. По подсчётам, километр асфальтированной дороги обойдётся в 300 млн рублей. Местные жители изумляются таким расчётам. Откуда взялась такая сумма — неизвестно. Средняя стоимость километра, прикидывают дорожники, в зависимости от условий, количества полос и класса, стартует от 15–17 млн до 150 млн. Но 150 млн — это магистраль в четыре полосы с разметкой и дорожными знаками.
300 млн всплывают и в ответах Минтранса Карелии на вопросы об асфальтировании дороги между Суоярви и Питкярантой.
Асфальт нам только снится
Этим летом в Карелии было много воды. Из–за обильных паводков грунтовые дороги обваливались и плыли. Их наскоро приводили в порядок, срочно укладывая дренажи и отсыпая песком и щебнем. Не отметить оперативность нельзя. Но сам факт того, что грунтовки не выдержали паводка, весьма показателен.
Если смотреть на федеральные трассы, пролегающие через Карелию, ситуация выглядит на отлично. Ровный асфальт, не тронутый морозным пучением, — сплошное удовольствие для автомобилистов.
Но тем не менее по состоянию местных трасс регион оказался на 49–м месте рейтинга "РИА Рейтинг" за этот год.
Не соответствуют нормативным требованиями 50% автомобильных дорог общего пользования регионального или межрайонного и местного значения. Ленобласть, для сравнения, на 34–м месте с 58,7% соответствующих дорог. А Петербург — на 16–м, 70,7% дорог соответствуют нормативам.
Средний российский показатель соответствия — 54,1%. То есть в Карелии пока ситуация не дотягивает даже до средней по стране.
"Общая протяжённость автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составляет 6104,663 км", — отмечает Управтодор Карелии. Их них асфальтированных лишь 1844,701 км. Остаётся надеяться на то, что между приведением последнего километра в нормальное и нормативное состояние и полным и безоговорочным обрушением отремонтированного первого будет хотя бы год.