"Известия": школам РФ рекомендовано ограничить число детей мигрантов в классах

Автор фото: Елена Пальм / ИТАР-ТАСС
Дети мигрантов на уроке русского языка в одной из школ Петербурга.
Министерство просвещения РФ предложило руководству школ и детских садов ввести ограничения по количеству детей мигрантов, которые могут обучаться в классах и группах образовательных учреждений.
Соответствующее указание содержится в "Методических рекомендациях по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан РФ...", которые были отправлены в российские регионы.
Говоря об обучении детей иностранцев и граждан РФ в одних коллективах, специалисты Минпросвещения РФ указали, что при слабом владении русским языком эффективное обучение детей-мигрантов "очевидно не проще, чем обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья". Особенно — в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями.
"Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более трёх детей, плохо владеющих русским языком", — приводят выдержку из рекомендаций Минпросвещения РФ ознакомившиеся с документом "Известия".
Аргументируя свою позицию в ведомстве упомянули о результатах исследования, проводившегося в образовательных организациях на территории 17 регионов РФ. Оказалось, что если в классе или группе детского сада находятся более трёх детей, которые слабо владеют русским языком, у педагогов остаётся гораздо меньше времени и ресурсов для равноценного обучения всех детей, что негативно сказывается на достижении образовательных результатов.
"У нас чуть ли не в каждой группе есть ребята, которые являются гражданами другой страны. Однажды поступил даже мальчик из Германии. Если таких детей в группе большое количество, то работать с ними становится уже непросто", — подтвердила в беседе с журналистами старший воспитатель муниципального красноярского бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 4" Юлия Шахова.
В то же время в рекомендациях Минпросвещения подчёркивается, что норма "не более трёх детей иностранцев в группе/классе" следует рассматривать исключительно как целевой ориентир, не препятствуя обучению детей из других стран в детских садах и школах. Оптимальный вариант — стремиться к максимально равному количеству детей иностранцев в детсадовских группах и школьных классах.
Комментируя инициативу ограничить в образовательных учреждениях число детей мигрантов, не владеющих русским языком, первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по просвещению Яна Лантратова обратила внимание, что ранее соответствующий запрос в Минпросвещения РФ направили депутаты фракции "Справедливая Россия — За правду".
"Введение указанных мер будет способствовать облегчению интеграции мигрантов в социум России. Позволит усвоить им основные этико-культурные особенности нашей страны, а также предотвратит возникновение агрессивных этнических группировок среди учащихся", — обращает внимание парламентарий.
Также она отметила, что когда число детей иностранцев в классе превышает 10% и превалирует над числом детей россиян, учащиеся стремятся общаться только в рамках своей этнической группы, что негативно сказывается не только на процессе образования, но и на социальной обстановке в классе.
Между тем президент образовательной корпорации "Синергия" Вадим Лобов считает, что перед принятием в российскую школу ребёнок должен изучать русский язык на специальном курсе, чтобы иметь возможность усвоить программу, а впоследствии — сдать экзамен. При этом в перспективе от практики приёма детей без знания русского языка в школы и вовсе следует отказаться, полагает эксперт.
Напомним, что ранее в Госдуму был внесён законопроект о платном образовании для детей мигрантов. Авторы инициативы отметили, что в некоторых школах количество детей мигрантов доходит до 30–40%, а бесконтрольное увеличение их числа в российских детсадах приводит к нехватке мест для российских граждан.
Например, в Петербурге в прошлом году предложили ограничить льготы на посещение детских садов для мигрантов, поскольку многие из прибывающих в Россию иностранцев относятся к категории многодетных семей и при поступлении в образовательные учреждения автоматически получают преимущество перед россиянами с одним или двумя детьми.