Премиальные продовольственные сети замедлили своё развитие в Петербурге. Однако новые проекты всё же появляются.
Наиболее интересные события в части конкурентной борьбы в мире продовольственного ретейла уже достаточно давно происходят в сегменте эконом. Премиальные же магазины спокойно делят свою долю рынка, периодически экспериментируя с форматами, однако не слишком часто балуя громкими новостями. А потому состоявшееся в начале сентября открытие второго супермаркета сети "Мираторг" в одной из центральных локаций города привлекло к себе повышенное внимание.
У Красного моста
Долгое время компания была представлена в городе на Неве лишь одним магазином в Басковом переулке. Новая точка появилась в историческом месте — в универмаге Au Pont Rouge на набережной реки Мойки. Площадь торгового зала составила 800 м². Ранее в данной локации работал магазин финской сети Prisma. В марте 2022 года финский концерн S–Group, который развивал супермаркеты Prisma и отели Sokos, объявил об уходе с российского рынка. В июне 2022 года 15 супермаркетов Prisma купила X5 Group, но магазин в универмаге Au Pont Rouge в сделку не вошёл.
"Новый супермаркет позволил разместить пекарню, зону посадки и порадовать жителей максимальным ассортиментом фирменной продукции. Найти такую большую торговую площадь в Петербурге было непросто. Открытие готовили около 3 месяцев, срок связан с необходимостью учёта архитектурных особенностей исторического здания", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Мираторга". В компании также добавили, что планируют открытие новых магазинов в Петербурге.
Между тем эксперты рынка пока что относятся к перспективам нового магазина сдержанно. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напоминает, что после Prisma в универмаге Au Pont Rouge уже пытался открываться "Лэнд". Выяснилось, что точка генерирует не такой уж большой покупательский трафик. Также там не слишком удобное для ретейла помещение — нужно спускаться в подвал и искать вход в магазин.
Перераспределение ресурса
Открытие "Мираторга" заставляет внимательнее присмотреться к общей структуре петербургской продовольственной розницы. В последние годы в городе становится всё меньше магазинов категории "средний плюс" и премиального ценового сегмента. Достаточно вспомнить сеть "Лэнд", которая долго боролась за жизнь, но в итоге закрыла все магазины и ушла с рынка.
Сеть "Азбука вкуса" в марте 2024 года в Петербурге закрыла один магазин формата "Азбука daily". При этом в 2023 году закрылось три точки этого формата на Загородном проспекте, улице Марата и 7–й линии Васильевского острова. "Мы планово оптимизируем бизнес–процессы и перераспределяем ресурсы — технические и команды. На данный момент работает восемь супермаркетов “Азбука вкуса” и два магазина формата “Азбука daily”. За последний год мы наблюдаем увеличение спроса и трафика в наших магазинах: причиной в том числе может быть рост популярности путешествий по России. Например, в прошедшие летние месяцы мы видим более интенсивный прирост клиентов", — прокомментировали эти события в пресс–службе сети.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что сетям высокой ценовой категории значительно сложнее перейти в мини–формат, чем массовому сегменту. Не во всех локациях и не со всем ассортиментом товаров это возможно. Поэтому часто идут эмпирическим путём, тестируя разные форматы и направления. В этот период расширение и оптимизация торговой сети — вполне обычный бизнес–процесс, хотя и затратный. Крупным и узнаваемым брендам типа "Мираторга" расположение нового магазина в местах со стабильным универсальным трафиком вполне выгодно. Это эффективно с точки зрения оптимизации затрат на привлечение новых клиентов и популяризации нового магазина.
Сеть Eurospar также не стремится расширяться в Петербурге и ранее закрывала точки в спальных районах. Руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко замечает, что в основном Eurospar представлен на рынке Северной столицы универсамами в центральных локациях с высоким пешеходным трафиком, а также востребованностью кулинарной продукции. Благодаря стабильному спросу на продовольственные товары в таких местах сеть не тестирует пути расширения в спальных районах. "Eurospar арендовал большую часть торговых площадей в постковидное время, когда рынок был более лояльным. Помимо этого, в 2020–е годы, когда проект начал активно расширяться, своим присутствием он фактически заменил локальную сеть супермаркетов “Лэнд”", — говорит Анна Лапченко.
На наш век хватит
Михаил Лачугин считает, что на данный момент в Петербурге вряд ли есть необходимость открытия новых премиальных магазинов. На самом деле их не так мало, тем более с учётом того, что город меньше, чем Москва, и доходы населения несколько ниже. "У нас есть Super Babylon, “Пулковский”, “Азбука вкуса”, Eurospar, и этого вполне хватает. Вряд ли в ближайшие годы картина изменится, но при этом те точки, которые есть, едва ли будут закрываться", — говорит Лачугин. С точки зрения расширения сетей лидерами в Петербурге являются всё–таки сети экономсегмента и дискаунтеры. При этом лидером стал "Магнит", также наиболее активно открываются "Красное и белое", "Ароматный мир", "Семишагофф".
Анна Лапченко добавляет, что появление на рынке Северной столицы продуктовых сетей высокой ценовой категории в большинстве случаев вызывает настороженность. В реализации таких проектов имеет значение совокупность множества факторов — удобство парковки, техническое оснащение помещения и приемлемая ставка аренды, а также узнаваемость самого бренда. Однако, как показывает практика, наиболее важная характеристика локации для успеха продовольственной сети — сложившийся целевой трафик. Это одно из основных требований, чтобы проект развивался локально и был стабильно интересен целевой аудитории.
"Сейчас федеральные сети отходят от формата дискаунтеров или же расширяют своё присутствие на рынке Санкт–Петербурга путём запуска новых проектов — например, “Чижик” или Smart", — заключает Лапченко.
Спрос на открытие новых магазинов хотя и снизился, но не так значительно, как это может показаться на первый взгляд. Просто для части сетевых компаний период первичного завоевания рынка прошёл и сейчас они перешли к стратегии расширения. В этих случаях подобрать локацию уже сложнее, поскольку нужно учитывать и сложившуюся логистику, и потоки покупателей. Юрий Изосимов добавляет, что сети стали более склонны к поиску выгодных локаций, сдающихся и продающихся с максимальным дисконтом. Крупные торговые сети ищут в новых районах помещения для открытия небольших магазинов формата "у дома".