На минувшей неделе правительство России решилось на действия, которые давно лоббировали отечественные автопроизводители и яростно критиковали автодилеры. Власти утвердили увеличение ставок утилизационного сбора для легковых, лёгких коммерческих и грузовых автомобилей, а также для спецтехники. Новые ставки вступят в силу с 1 октября и будут увеличиваться на 10–20% каждый год, вплоть до 2030 года.
Поддержать "своих"
Как следует из опубликованных документов, ставки утильсбора с октября этого года вырастут следующим образом. На легковой автомобиль с объёмом двигателя до 1 литра — на 85%, до 150,2 тыс. рублей. С объёмом 1–2 литра — на 85%, до 556,2 тыс. рублей. С объёмом 2–3 литра — на 85%, до 1562,8 тыс. рублей. С объёмом 3–3,5 л — на 103,5%, до 1,97 млн рублей. С объёмом более 3,5 литра — на 85%, до 2,29 млн рублей.
Принятая мера "будет способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений, а также реализации совместных промышленных проектов и стимулированию локализации производства на территории Российской Федерации", полагают в Минпромторге. Там также отметили, что решение ввести долгосрочную шкалу индексации утильсбора принято "в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном объёме для обеспечения запросов внутреннего рынка".
Российские автопроизводители горячо поддержали нововведение. "Эти шаги позитивно скажутся на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей промышленности, а также на предсказуемости и стабильности ценового позиционирования автомобилей российского производства. Это путь долгосрочного и технологически независимого развития", — прокомментировали в пресс–службе АвтоВАЗа.
В свою очередь, на заводе "Москвич" отметили, что благодаря подобным мерам "отечественные производители смогут и дальше углублять локализацию производимых ими автомобилей, привлекать больший пул российских поставщиков компонентов и укреплять свою независимость от внешних факторов".
Можно сколько угодно ругать утильсбор, но другого способа обеспечить конкурентоспособность российскому автопрому по сравнению с китайским внутри страны сегодня нет, сказал "ДП" высокопоставленный источник в Смольном. Он напомнил, что одновременно со ставкой утильсбора была повышена и ключевая ставка Банком России — с 18 до 19%. "На какой–то период автомобили станут менее доступны, но в долгосрочном периоде это верное решение", — полагает собеседник издания.
Запаслись впрок
Оппоненты в авторетейле придерживаются иного мнения. "Непонятно, зачем было облагать высокими ставками утильсбора машины с наибольшим объёмом двигателя или седаны D–класса, которые не являются конкурентами АвтоВАЗа", — задаётся вопросом источник "ДП" в отрасли. "Хорошо уповать на становление отечественного автопрома, когда у тебя у самого в гараже авто немецкой сборки", — говорит другой представитель автодилеров.
Собеседники "ДП" подтверждают, что импортёры уже значительно увеличили ввоз автомобилей в Россию. Этих запасов должно хватить на пару месяцев. Как узнавали ранее "Известия", на крупнейших погранпереходах с КНР Забайкальск и Благовещенск — Хэйхэ возник затор автомобильных грузов. Причём около 70% от общего объёма перевозимых через границу грузов на этих пунктах составляют транспортные средства и спецтехника: импортёры стараются побыстрее и побольше ввезти по "старой цене".
Более дальние перспективы игрокам отрасли авторетейла пока видятся в мрачном свете. Так, ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) выступала категорически против индексации ставок утильсбора. По оценке её экспертов, цены на иномарки могут вырасти вдвое.
"Если в 2014 году 33% людей могли купить себе новый автомобиль, в 2023 году их стало 14–15%. Если будет планомерное увеличение утильсбора, только 5–7% граждан смогут приобрести новую машину", — приводил ранее пример исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.
Впереди Европы всей
По итогам января–августа текущего года продажи китайских легковушек в России выросли на 107% и превысили 596 тыс. единиц, подсчитали в агентстве "Автомаркетолог". В том числе в Северо–Западном регионе реализация машин из Поднебесной за этот период практически удвоилась и достигла 77 581 шт. (по сравнению с 39 652 шт. по итогам 8 месяцев предыдущего года).
В федеральном разрезе лидером среди "китайцев" стал бренд Haval, который уже продал в России 117 548 автомобилей. За ним следуют Chery (102 966 шт.) и Geely (97 521 шт.). В целом же, как указывал ранее президент ассоциации "РоАД" Алексей Подщеколдин, если пару лет назад россияне знали не больше четырёх марок китайских машин, то теперь на рынке не меньше 60 брендов из КНР.
Тем временем российский авторынок восстанавливается быстрее, чем ожидали эксперты. По итогам августа он стал вторым в Европе, показав рекорд за последние 3,5 года, подсчитали в агентстве "Автостат" со ссылкой на данные GlobalData. Аналитики отмечают: в то время как авторынки многих европейских стран в августе показали отрицательную динамику, реализация машин в России, напротив, продолжила расти.
Лидером по продаже автомобилей в Европе по итогам августа осталась Германия, где за месяц было продано более 197 тыс. машин (–27,8% к августу 2023–го). В России же объём реализации превысил 148 тыс. единиц (+35,1% к августу 2023–го). Вероятно, не последнюю роль в этом всплеске сыграло ожидание роста ставок и, как следствие, цен на машины.
Власти планируют поддержать отечественный авторетейл с помощью программ льготного автокредитования и автолизинга: их планируется дофинансировать на 6,5 млрд и 8 млрд рублей соответственно, уточнили в пресс–службе Минпромторга. Ранее на эти цели из бюджета выделили 17,3 млрд и 9 млрд рублей.
Отметим, что аналогичные "заградительные" меры принимали в разные времена (и с разным результатом) многие страны. В самом Китае доля иностранных автоконцернов на июль составила около 33% по сравнению с 53% в 2022 году, сообщал "Ъ" со ссылкой на данные China Passenger Car Association.
Так, у VW продажи за II квартал в Китае упали на 19%, у BMW — на 4%, у GM — на 29%, у Toyota — на 20%.