Больше половины (51%) участников очередного опроса ВЦИОМ считают, что за последние 3 года в России стало заметно больше фрилансеров. Наблюдение вполне очевидное. В эпоху повсеместной удалённой работы и необыкновенной лёгкости регистрации в качестве самозанятого всё больше людей перестают понимать, что такое оформление в штат и зачем им это нужно. А работодатели учатся всё изящнее отбиваться от претензий налоговых органов, которые пытаются покарать бизнес за "маскировку трудовых отношений".
При этом 38% участников опроса считают, что фрилансеры в среднем зарабатывают больше, чем те, кто работает в штате. В 2020 году такой ответ давал 31%. А доля тех, кто полагает, что заработок у всех примерно одинаковый, за то же время сократилась с 26 до 18%. И это тоже вполне объективное мнение. Фриланс давно уже перестал восприниматься как что–то несерьёзное, подработка для студентов или удел неудачников. Сейчас на фрилансе зачастую работают специалисты высокого уровня. Многие из них ещё вчера занимали места в штате серьёзных компаний, но потом предпочли свободу и ушли на вольные хлеба, где можно себе позволить быть сколько угодно разборчивыми при выборе клиентов. А их вчерашние работодатели, внезапно обнаружив себя в роли тех самых клиентов, вынуждены изобретать всё новые и новые способы, чтобы удержать в штате самых ценных сотрудников и, по возможности, вернуть тех, кто всё–таки ушёл. В некоторых отраслях это становится одним из факторов ускорения зарплатной гонки.
Искреннее удивление вызывает тот факт, что на вопрос, слышали ли они вообще слово "фрилансер" и знают ли, что оно означает, 56% участников опроса ответили "нет", "не знаю" или затруднились с выбором варианта. Это, конечно, уже значительно меньше, чем было в опросе 2020 года (68%). Но всё равно хотелось бы понять, что отражает этот показатель. Бесконечную пропасть между обитателями коворкингов и простыми работягами. Или всё же особенности отбора ВЦИОМ респондентов для своих опросов.