Открытие авиационного учебного центра в Петербурге позволило "Геоскану" получить премию "Цифровой ТОП" в сфере развития БПЛА по версии "ДП".
Авиационный учебный центр ГК "Геоскан" открылся в Петербурге в новом формате в августе 2024 года. Образовательную площадку создали для подготовки специалистов в гражданской авиации, в том числе в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). Планируется, что в месяц там смогут обучаться до 150 человек.
Флагманским курсом проекта стала "Система управления безопасностью полётов (СУБП) для руководящего состава и специалистов предприятий — поставщиков услуг". Эта программа позволит слушателям разработать и внедрить в своей деятельности комплексную систему управления рисками, связанными с использованием авиационной техники.
Теоретический блок основан на мировых стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации, стандартах Международной ассоциации воздушного транспорта, а также других ведущих отраслевых объединений. Практическая часть составляет основу программы и учитывает особенности функционирования СУБП для разных представителей отрасли.
"Система управления безопасностью полётов отличается в каждой организации — это зависит от направления деятельности компании. Чтобы рассказать о релевантных рисках и механизмах управления ими, мы в первую очередь анализируем состав слушателей, а потом адаптируем под них курс. Безусловно, есть учебная программа, прошедшая согласование в Федеральном агентстве воздушного транспорта, которая определяет реперные точки организации СУБП. Но уже конкретное наполнение занятий и практические кейсы мы подбираем в соответствии со спецификой и реальными потребностями компаний", — отметил главный специалист по безопасности авиационной деятельности "Геоскана" Роман Корнеев.
В компании намерены развивать сотрудничество с аэродромом Горская для выполнения на нём учебных полётов, добавил руководитель авиационного учебного центра в Петербурге Никита Соловьёв.
Активный рост рынка БПЛА — тенденция общемировая, подчёркивают эксперты. Так, по прогнозам аналитического агентства Mordor Intelligence, в 2024 году его объём составит $35,3 млрд, а к 2029 году вырастет до $67,6 млрд. При этом рынок становится всё более конкурентным — появляются новые производители, наращиваются объёмы выпускаемой продукции.
В России темпы роста несколько отличаются, констатируют участники рынка. Согласно исследованию Ростелекома, по итогам 2023 года отечественный рынок БАС в гражданском секторе вырос на 63%, составив более 8 млрд рублей, в 2024-м, по прогнозам, он превысит 13 млрд рублей, а к 2028-му — почти 82 млрд рублей. С одной стороны, рост стимулируется постепенным совершенствованием правового регулирования, созданием необходимой поддерживающей инфраструктуры, а также увеличением инвестиций со стороны крупного бизнеса. С другой — сдерживается ограничениями на полёты беспилотников, введёнными во многих регионах РФ. В прошлом году это привело к сокращению доходов от продажи услуг с использованием БАС на 34%.
"Тем не менее общая положительная динамика сохраняется — рынок будет расти и охватывать всё больше сфер экономики", — прогнозируют специалисты.
Власти Петербурга в последнее время заявляют о масштабных инвестициях в сферу развития беспилотных систем. Так, в 2024-2030 годах планируется направить более 5 млрд рублей на строительство, оснащение и развитие научно-производственного центра беспилотных авиасистем (НПЦ БАС). Как стало известно "ДП", по итогу проекта планируется построить хаб на площадке особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт-Петербург", в составе которого появится несколько центров и лабораторий для разработки, испытаний и производства дронов.
Кроме того, в Смольном хотят создать лётные испытательные полигоны для беспилотников вертолётного и мультироторного типов, а также самолётного типа с вертикальным взлётом.
Недавно Технопарк Санкт-Петербурга стал одной из пяти площадок, где будут реализовывать национальный проект "Беспилотные авиационные системы". Соответствующий приказ был подготовлен Минпромторгом.