Работодатели Петербурга расширяют возможности для найма несовершеннолетних сотрудников. Многие школьники, придя подработать на каникулах, остаются в компаниях, начиная строить дальнейшую карьеру.
Бизнес более охотно стал привлекать к работе подростков 14–18 лет. По данным hh.ru, с начала года петербургские компании отправили более 300 тыс. приглашений таким кандидатам, что на 42% больше, чем в прошлом году.
Летний пик
Сами юные соискатели тоже всё активнее выходят на рынок труда. Так, за период с января по август 2024 года более 54 тыс. школьников Петербурга в возрасте от 14 до 18 лет разместили или обновили свои резюме на hh.ru.
“
"Мы видим интерес работодателей к подросткам, сейчас их принимает почти каждая пятая (19%) компания. В большинстве случаев это летние подработки (67%) и неквалифицированный труд — вакансии курьеров, сотрудников call–центров, продавцов, официантов. Однако 7% опрошенных рассматривают школьников на проектную работу, требующую профессиональных навыков, 10% нанимают их на постоянной основе", — рассказала руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова.
Диапазон предлагаемых зарплат для школьников Петербурга варьируется от 15 тыс. до 40 тыс. рублей в зависимости от отрасли. Больше всего денег готовы предложить работодатели из ретейла, IT и банковского сектора.
В пресс–службе Superjob тоже рассказали, что резюме несовершеннолетних соискателей из Петербурга за последний год стало больше. Там считают, что главная причина — демографическая, молодёжи на рынке труда становится больше.
На платформе "Авито Работа" тоже наблюдают рост числа вакансий для кандидатов от 14 до 18 лет. Летом 2024 года количество объявлений для соискателей "от 16 лет" увеличилось в 2,2 раза. "В зависимости от должности оплата варьируется: курьерам предлагают около 73 тыс. рублей, промоутерам — около 42 тыс. рублей. Хотя основная активность подростков приходится на летний сезон, можно отметить, что многие из них продолжают работать в течение года, совмещая это с учёбой", — прокомментировал директор по развитию "Авито Работы" Роман Губанов.
Дети и родители
В "Ленте" начали впервые трудоустраивать школьников на лето в 2023 году — преимущественно это были дети сотрудников. "Этим летом мы также закрыли более тысячи вакансий. В компании создана должность “работник магазина”. В его обязанности входят выкладка и фасовка товара, смена ценников и проверка сроков годности. Подростки трудятся по облегчённому графику, не выходят в смены по ночам, в праздничные и выходные дни. Компания предлагает официальное оформление, еженедельные выплаты, премии, льготные обеды, дополнительные скидки, обучение и надбавки за стаж: доплату получают спустя 3 месяца после оформления. Зарплата зависит от количества отработанных часов", — поделилась директор по персоналу "Ленты" Татьяна Юркевич.
В "Ашан Ритейл Россия" прошлым летом наняли около 500 детей сотрудников. А в 2024 году вышли на открытый рынок и приняли на работу около 2 тыс. подростков по всей стране.
"При трудоустройстве несовершеннолетних мы ведём работу ещё и с их родителями. Например, составляем информационные письма для мам, где рассказываем, как будет происходить оформление, каким образом организовано питание. Это важные моменты, которые стоит учитывать, работая с этой категорией соискателей. Для молодёжи это возможность узнать, как ретейл работает изнутри, познакомиться с ценностями, корпоративной культурой. Молодое поколение привносит out of box мышление, свой современный взгляд на рутинные вещи. Помогает коллегам, особенно представителям “серебряного” поколения, быстрее осваивать новые технологии, находить нестандартные подходы к решению задач", — рассказывают в компании.
Минувшим летом запущен федеральный проект "Начни карьеру в О’Кей". Ретейлер предлагает подросткам, достигшим 16 лет, устроиться на работу в гипермаркеты на должности помощника повара и помощника продавца. "Для некоторых это стало возможностью летней подработки, кто–то продолжает работать до сих пор и планирует совмещать работу и учёбу", — сообщила директор по персоналу сети "О'Кей" Елена Полозова.
Завтраками кормят
Ещё более привычна практика предоставления работы подросткам для рестораторов. Они, как правило, могут предложить гибкие условия графика. В "Теремке" рассказали, что в высокий сезон сети ресторанов необходимы 10–15% сотрудников на вспомогательных должностях. Их привлечение помогает снизить нагрузку на более опытный персонал. "Ребятам мы предлагаем должности помощника повара, помощника по сервису и сборщика заказов. Для погружения в профессию и корпоративную среду направляем таких кандидатов на тренинги в наших учебных центрах. В конце августа и начале сентября большинство подростков готовились покинуть компанию, чтобы вернуться в школу. С каждым мы провели выходное интервью, многие из них готовы продолжить взаимодействие", — сообщили в пресс–службе сети.
Школьники стремятся к финансовой независимости. Кто–то уже начинает планировать карьеру, при этом желая учиться, развиваться в той или иной сфере.
"Я знаю, что некоторые скептически относятся к привлечению несовершеннолетних. Однако мы с коллегами видим, что молодёжь, которая приходит к нам, достаточно ответственная. После достижения совершеннолетия ребята могут перейти на должность менеджера, а в 21 стать директором ресторана", — уверяет директор по персоналу "Юнирест" (управляет брендами Rostic’s и KFC) Екатерина Туркевич.
В пресс–службе "Вкусно — и точка" рассказали, что в целом по стране в сети ресторанов трудятся более 60 тыс. человек, из них более 70% — молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет включительно. "Летом при получении справки с места учёбы молодой человек в возрасте от 16 лет может работать до 7 часов в день, а в учебный период — до 4 часов. 15–летние сотрудники во время каникул работают до 5 часов, а во время учёбы — до 2,5 часа", — пояснили в компании. К работе за кассой допускают только совершеннолетних сотрудников. На предприятиях, где занято много ребят моложе 18 лет, директор проводит встречи с родителями, которым рассказывает, как проходят смены их сыновей и дочерей.
Свежий взгляд
Принимать на работу подростков готовы не только ретейлеры и рестораторы. Директор по развитию компании "Алтэк" (поставщик профессионального кухонного оборудования для ресторанов, кафе, столовых, баров, пиццерий, пекарен и магазинов) Наталья Хаметова рассказала, что у них в отделе маркетинга и PR трудится 16–летняя девушка. Её работа носит постоянный характер, но занимает несколько часов в день.
"Помимо решения задач по монтажу видеоконтента мы ценим свежий взгляд сотрудницы. Кто, кроме подрастающего поколения, может уследить за стремительно меняющимися трендами в соцсетях и на онлайн–платформах?" — поясняет Хаметова.
В ООО "СДЭК Коммуникейшн" работают с ребятами от 17 лет и старше. Привлекают их на должности телемаркетологов, менеджеров по работе с клиентами, кладовщиков.