Восток на Балтике: гид по театральному фестивалю "Балтийский дом"

Автор фото: baltic-house.ru

Через неделю, 4 октября, стартует театральный фестиваль "Балтийский дом". Событие пройдёт в 34–й раз и продлится 10 дней. "ДП" представляет гид по основным постановкам.

Программа этого года под названием "Взгляд на Восток 2" — сиквел прошлогодней. За неимением возможности привозить европейские коллективы оргкомитет фестиваля в 2023–м обратил свои взоры на Восток — в лице Индии и Ирана. Компанию зарубежным работам тогда составили постановки, привезённые из Пскова, Якутии, Калмыкии, Белоруссии и, конечно же, Москвы. В этом году география "Балтдома" выглядит ещё экзотичнее: Южно–Африканская Республика, Китай и Россия (Москва, Новосибирск, Санкт–Петербург).

"Мадам Бовари" (4–5 октября, 16+)

Один из лидеров прошлого и нового театральных сезонов Антон Фёдоров привозит в Петербург свою версию романа Густава Флобера, которая откроет программу "Балтдома–2024". Мечтательная и восторженная Эмма Бовари любит артхаусное кино, одевается в милые платья одной из самых любимых современными девицами марок, выходит замуж за врача Шарля, вместе с которым поселяется в одной из унылых многоэтажек типового спального района. И чтобы не закиснуть окончательно, одного за другим заводит любовников.
Фёдоров сохраняет известный сюжет и героев без купюр. Разве что происходящее на сцене рождается в голове Эммы. Как будто бы. А может быть, и нет. Основное действие разыгрывается в фотостудии, месте, где многое оказывается не тем, чем кажется в реальности.
Будут в этом спектакле так любимые режиссёром мультимедийные анимационные декорации, авторская музыка, смешение психодрамы и гиньоля и отличные актёрские работы. Особенно критики отмечают Семёна Шнейдерова в роли непутёвого и безвольного Шарля Бовари.

"Записки покойного Белкина" (6 октября, 16+)

Совместный проект Леонида Робермана и МТЮЗа.
Ещё одна новейшая постановка: премьера состоялась в этом мае. Начиная с 1995 года Кама Гинкас регулярно привозит свои работы в Петербург. Так что верные фестивальные зрители на протяжении двадцати с лишним лет имели возможность воочию наблюдать эволюцию режиссёрского стиля одного из самых влиятельных театральных авторов отечественного театра.
В юбилейный Пушкинский год Кама Гинкас инсценировал "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" не в качестве дежурных почестей, а как естественное продолжение своей пушкинианы. Тем более что "Пушкин и Натали" (1979), "Золотой петушок" (1998) и "Пушкин. Дуэль. Смерть" (1999) уже вписаны в новейшую историю российского театра.
Для Гинкаса главный отечественный поэт — источник вдохновения, способ исследовать человеческую душу, а также огромная тайна, полная мучительных вопросов, подлинной живой боли и великой красоты.

"Влюблённый носорог" (6–7 октября, 16+)

Спектакль, непосредственно связанный с Поднебесной, можно будет увидеть ещё до того, как на сцену "Балтдома" выйдет китайская труппа.
Валерий Степанов поставил пьесу китайского драматурга Ляо Имэй "Влюблённый носорог" с балтдомовскими артистами. "Носорог" — одна из самых популярных пьес новейшего китайского театра. Премьера состоялась четверть века назад, и с тех пор её ставят едва ли не в каждой труппе.
Сюжет драмы напоминает, например, фаулзовского "Коллекционера". Правда, с некоторой разницей. Смотритель зоопарка влюбляется в соседку Минмин, та отвечает взаимностью, но ненадолго. И тогда обезумевший юноша похищает красавицу, обещая бросить к её ногам все сокровища мира. Но какие могут быть сокровища у того, кто ухаживает за носорогами?
Первая постановка пьесы в России. Спектакль родился из эскиза — театрализованной читки в рамках дополнительной программы фестиваля прошлого года.

"Мёртвые души" (8 октября, 18+)

На "Балтдом–2024" Андрей Прикотенко, хорошо известный петербургским театралам по спектаклям в местных театрах, привозит "Мёртвые души", поставленные в новосибирском "Красном факеле".
Большой любитель нестандартных решений режиссёр Прикотенко с порядком заезженным гоголевским текстом работает соответствующе. В отношении каждого персонажа давно уже сложился определённый стереотип: Плюшкин — скупой, Манилов — мечтательный, Коробочка — ограниченная, Собакевич — грубиян и солдафон и так далее. Режиссёр Андрей Прикотенко и труппа "Красного факела" как раз и работают с устойчивыми мифами о героях, которые вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. Но какая роль отведена Чичикову в этом сюжете и куда занесёт его птица–тройка?

"Быть лучшей собакой" (9–10 октября, 16+); "Система" (11 октября, 18+); "Гамлет" (10 октября, 18+)

Целых три постановки приедут с Африканского континента, и это, наверное, самое большое их количество, когда–либо показанное в нашем городе.
"Быть лучшей собакой" и "Система" поставлены режиссёром Сейфемо Моцвири, он же — один из основателей компании классического театра African Tree Productions и театральный педагог.
Главный герой первого спектакля, который представят фестивальной публике, разумеется, собака. Самая обычная. Волей обстоятельств она меняет хозяев и попутно задаётся очень даже человеческими вопросами — ответственна ли она сама за происходящее с ней и способна ли повлиять на дальнейшее развитие событий. Ответы на эти мучительные вопросы артисты будут искать вместе со зрителями.
Второй спектакль поставлен по пьесе драматурга Кгосана Текване. В её основе — документальная история трёх южноафриканских юношей, попавших в тюрьму и сумевших оттуда сбежать. С этого объединяющего события и начнётся длительное путешествие в якобы свободный мир, где герои опять столкнутся с жестокостью, предательством и бесчеловечностью.
Спектакль дважды участвовал в Эдинбургском театральном фестивале.
Сюжет третьего спектакля не нуждается даже в кратком пересказе, ибо известен, вероятно, и тем, кто томик Шекспира в жизни не держал в руках. Над постановкой работали Фред Абрахамс и Марсель Мейер — ведущие интерпретаторы пьес Уильяма Шекспира в Южной Африке. Премьера "Гамлета" состоялась в Кейптауне в марте 2023 года и вызвала восторженные отклики.
Южноафриканский "Гамлет" поставлен почти как в елизаветинские времена, когда на сцену разрешалось выходить только мужчинам. Но исключение всё–таки будет: одну из ролей играет женщина. Какую — узнать получится, придя на спектакль, для которого авторы к тому же придумают собственное решение, напрямую зависящее от площадки, на которой он будет исполнен.
Стоит добавить: во всех трёх работах национальный колорит органично соединён с традициями европейского театра.

"Чудный мир гор и морей" (12–13 октября, 16+)

Завершит фестивальную программу спектакль режиссера Чжао Мяо, поставленный в Чжэцзянском драматическом театре (Чанчжоу).
Театр впервые участвует в "Балтдоме" и привозит постановку, уже впечатлившую зрителей по всему миру. Теперь настал черёд Петербурга удивляться.
Мальчик Лео обожает всевозможные девайсы и оказывается настолько ими поглощён, что внешний мир перестаёт для него существовать. Чтобы как–то изменить ситуацию, на день рождения ему дарят телескоп и классическую древнекитайскую "Книгу гор и морей" (легенды о происхождении Китая). И подарки меняют представления героя о мире и жизни: он отправляется в волшебное путешествие по мифам своей страны, встречаясь на этом захватывающем пути со сказочными существами и чудесами.
На Большой сцене театра "Балтийский дом" развернётся эффектное шоу, в котором используются технологии нового века и приёмы цирка du Soleil. Столкновение природных стихий, светлого и тёмного начал, сменяющие друг друга чудовища и божества способны заворожить зрителей любого возраста.