Умные камеры установят на всех станциях метро Петербурга в 2025 году

На обслуживание умных камер в метро Петербурга потратят 34 млн рублей
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

К июню 2025 года умные камеры заработают на всех станциях метро. Уличная сеть наблюдения в городе тоже продолжит разрастаться.

ГУП "Петербургский метрополитен" ищет подрядчика по техническому сопровождению интеллектуальной системы видеонаблюдения (ИСВН) на станциях подземки и других объектах предприятия. Соответствующий конкурс начальной ценой 33,9 млн рублей компания разместила 26 сентября.
Победителю аукциона предстоит в течение 2025–2026 годов обслуживать инфраструктуру умных камер в петербургском метро. Сам по себе конкурс типичный — практически идентичный договор метрополитен заключил в начале 2022 года с АО "Аспект Северо–Запад". Система видеонаблюдения в петербургской подземке создана на базе решений этой компании, поэтому вполне логично, что её специалисты привлекаются и для обслуживания инфраструктуры.
Судя по техническому заданию, к началу 2025 года умные камеры будут работать на 65 из 72 станций городского метро. На последних семи станциях — участке красной линии от "Площади Восстания" до "Автово" — камеры с функцией распознавания лиц заработают в июне 2025 года.
Тендер на разработку документации для оснащения этих семи станций камерами с ИИ Петербургский метрополитен объявил в марте 2023 года. Система биометрической видеоаналитики предполагает фиксацию лиц всех пассажиров метро для их автоматической идентификации, сохранение всех спусков пассажира в метро в базе, выявление нарушителей по специальным спискам, прогнозирование траектории движения человека, фиксацию забытых предметов и другие функции. Покрывать камеры должны всю станцию: площадки эскалаторов, зону турникетов, входы для сотрудников, платформы и коридоры.
Примечательно, что в закупочной документации также приведены графики обслуживания камер на ещё не открытых станциях метро. Так, на станции "Горный институт" камеры должны работать уже с января 2025 года, а на первых двух станциях строящейся коричневой линии — "Путиловской" и "Юго–Западной" — с января 2026 года. Но, опираясь на эти данные, делать выводы о сроках ввода в эксплуатацию самих станций вряд ли стоит. Технически система видеонаблюдения может вполне успешно работать на станциях, которые не принимают пассажиров, точно так же как и полноценно работающая станция может функционировать без умных камер.
По размеру сети камер слежения (не только умных, но и обычных) Петербург является одним из мировых лидеров. По подсчётам аналитиков из британской Comparitech, по состоянию на середину 2023 года Петербург находился на девятом месте среди мегаполисов по числу уличных камер на 1 тыс. населения с показателем 13,49 штуки. Возглавил рейтинг "средний город Китая" — 439,07 камеры на 1 тыс. жителей, на десятой строчке — Лондон с 13,21 камеры на 1 тыс. человек. Москва в рейтинге расположилась на шестом месте, имея 16,88 камеры на 1 тыс. населения.
Причём специалисты Comparitech в своих расчётах исходили из данных о том, что в Петербурге установлено около 75 тыс. камер, тогда как, по последней информации СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" (ГМЦ), в ведении которого находится система видеонаблюдения, в Петербурге работает уже свыше 97 тыс. камер.
Останавливаться на достигнутом Смольный явно не собирается. ГМЦ 25 сентября объявил крупнейший за свою историю конкурс на установку уличных камер с их интеграцией в систему "Безопасный город" начальной ценой 5,36 млрд рублей. Победителю аукциона предстоит в течение 2025–2026 годов установить более 20 тыс. камер на 5,9 тыс. адресов по всему городу. Около 9,7 тыс. камер будут наблюдать за парадными, остальные — за улично–дорожной сетью.