Продавцам здесь место: интернет–торговлю в России начнут строго регулировать

Идею ужесточения правил игры на рынке интернет–торговли оценили неоднозначно
Автор фото: vostock-photo

Власти намерены строго отрегулировать взаимоотношения между цифровыми площадками, партнёрами и пользователями. К промежуточному рабочему документу у экспертов много вопросов. Однако шансы, что сфера станет более прозрачной, есть.

Минэкономразвития при участии Минпромторга и Минцифры разработало законопроект "О платформенной экономике в Российской Федерации", который должен регламентировать отношения между цифровыми платформами, их партнёрами и потребителями, а также обмен данными с ФНС. Об этом сообщили сразу несколько деловых изданий ("Ведомости", "Ъ"), притом что документ до сих пор официально не опубликован.
Тем не менее игроки рынка и эксперты, с которыми пообщался "ДП", о нём знают и уже достаточно горячо обсуждают.
Идея сплошного регулирования цифровых платформ находит поддержку далеко не у всех.
Предполагается, что регулирование затронет маркетплейсы, классифайды (онлайн–доски объявлений), сервисы заказа еды и такси, подбора исполнителей услуг, бронирования туристических поездок. Прежде всего предполагается, что платформы должны будут раскрывать обязательные условия в договоре. Сейчас в этом плане у них больше свобод, они часто меняют условия (иногда по несколько раз в месяц) и не уведомляют об этом продавцов.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих говорит, что маркетплейсы иногда используют возможности значительной рыночной силы, которой они обладают, чтобы установить условия, не выгодные партнёрам.
"Ограничения должны способствовать решению такой проблемы", — полагает она.
Также предлагается обязать цифровые платформы вести информационный обмен с ФНС, чтобы прекратить недобросовестное использование специального налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров.
По мнению юристов, ужесточение контроля над недобросовестным применением налога на профессиональный доход (НПД) действительно актуально. В том числе возникают ситуации, когда компании или заказчики выводят работников из штата, переводя их в статус самозанятых, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Ещё одна область деятельности платформ, которую авторы законопроекта нацелены регулировать, касается взаимоотношений с исполнителями (например, таксистами или курьерами). Их предлагается признать гражданско–правовыми с рядом оговорок. В частности, предоставление различных социальных гарантий будет являться правом, а не обязанностью оператора платформы. Компания должна будет контролировать число рабочих часов исполнителей, условия их труда, максимальный объём нагрузок при перемещении тяжестей.
По мнению экспертов, к которым обратился "ДП", механизм и инструментарий контроля в данном случае непонятны. Как указал руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артём Евсеев, сейчас нет чётких границ отношений между платформами, их пользователями и партнёрами.
"Например, до сих пор нет единой правовой позиции, когда отношения с платформой должны регулироваться как гражданско–правовые, а когда как трудовые. Это порождает юридическую незащищённость исполнителей, в том числе самозанятых", — говорит он.
Взаимодействие по гражданско–правовым договорам может быть неприемлемо для Минтруда, поскольку не будет обеспечена уплата страховых взносов и социальных гарантий для этой категории.

Антимонопольные претензии

Как известно, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла к законопроекту более 40 претензий, указав, что отдельные положения документа могут привести к навязыванию платформами невыгодных условий для контрагентов, невозможности пассажиров "надлежащим образом пользоваться услугами такси", а также к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли. О рисках служба предупредила в своём отзыве, направленном в ведомство, на который ссылается РБК. Например, положения документа могут не распространиться на площадку "Авито", где не всегда подразумевается перевод средств оператору платформы для оплаты услуг.
Кроме того, законопроект легализует приоритетную выдачу в поиске на маркетплейсах тех товаров, чьи продавцы дополнительно заплатили за это. По мнению ФАС, формирование поисковой выдачи должно осуществляться на основе "объективных критериев".
Что касается отношений между цифровой платформой и партнёрами, законопроект предлагает при одностороннем внесении изменений в договор не менее чем за 30 календарных дней до вступления их в силу направить контрагенту электронное уведомление. Введение такой нормы в ФАС сочли избыточным.
По мнению антимонопольного ведомства, нужно дополнить законопроект нормой, вводящей запрет на установление со стороны операторов платформ скидок на товары производителей без их "явного волеизъявления".
Эксперты согласны, что эта мера повышает привлекательность маркетплейсов, но оказывает давление на продавцов. "Скидки — необходимый элемент конкурентной борьбы. Но война скидок означает, что в этом бизнесе потребитель не становится лояльным. Он не будет покупать товары только на одном, любимом маркетплейсе, он купит там, где дешевле", — считает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

Вопрос назрел

На ряд норм, которые содержит документ в нынешнем виде, действительно наличествует запрос от самих участников рынка. Например, в том, что касается изменений оферты. По мнению президента Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артёма Соколова, самое важное, чтобы регулирование было одинаково применимо ко всем участникам рынка, вне зависимости от размера. Эксперт согласен, что в текущей версии законопроекта некоторые положения требуют корректировки.
Ещё одно из замечаний ФАС коснулось защиты интересов платформ в части применения мер ответственности к продавцам в виде штрафа и пени. Законопроект Минэкономразвития запрещает платформам удерживать суммы штрафов и пеней до рассмотрения жалобы партнёра через специальную систему обжалования.
"Очевидно, что запрет приведёт к тому, что недобросовестные партнёры будут намеренно подавать жалобы и выходить с площадки с деньгами. Более того, неустойка будет терять свою функцию меры по предотвращению нарушений", — указывает Артём Соколов.
Кроме того, эксперт видит множество моментов для доработки и в части информационного обмена данными с налоговыми органами: в законе не определены сроки, перечень, формат и способ передачи данных. Между тем часть информации может относиться к персональным данным.
Эксперты расходятся во мнениях, как в идеале должен выглядеть соответствующий документ. Например, по мнению Артёма Евсеева, принятие единого закона вовсе не является необходимым, многие задачи могут быть решены посредством внесения системных изменений в отраслевые законодательные акты.
Что касается договоров с исполнителями, по сути предлагается новая форма аутсорсинга. Всё бы ничего, но помимо тех, кто уходит от уплаты части налогов, есть тысячи добросовестных налогоплательщиков. Возможно, инициатива излишняя в нынешних условиях. Исполнитель должен иметь право выбора формы договора. Тем более в трудовом договоре прописываются социальные гарантии. Давать право работодателю принимать решение о форме договора не совсем верно в части соблюдения прав работников. Не факт, что работодатель предложит в гражданско–правовом договоре работнику преимущества, сопоставимые с теми, что даёт трудовой договор. Особенно когда речь идёт о маркетплейсе как посреднической организации. Что касается информобмена платформ с ФНС, эта практика потребует от исполнителя дополнительных трудозатрат. По поводу ограничений на внесение маркетплейсом изменений в условия работы нужно принять во внимание, что он, как и торговая сеть, имеет рычаги воздействия на продавцов, тем более малых и средних. Но торговля отличается динамичной коньюнктурой и сезонностью. Рассчитать, сколько раз в год разрешать изменение условий, сложно. Поэтому лучше предусмотреть процедуру обоснования маркетплейсом каждого изменения, сроки уведомления и возможность обжалования действий продавцом в ФАС или суде.
Вячеслав Чеглов
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова
Мы полагаем, что единый закон, который бы регулировал отношения всех сторон: маркетплейсов, других онлайн–площадок, селлеров, самозанятых и покупателей, не нужен. Учитывая существующую специфику работы различных площадок, придерживаемся мнения, что необходимы отраслевые (профильные) законодательные акты. Не могут быть единые требования, например, для маркетплейса, агрегатора такси и для классифайда, в основе работы которых различное правовое регулирование. Да и конечному потребителю всегда проще будет разобраться в конкретных нормах, предписывающих правила работы, например, платформы объявлений типа "Авито", чем изучать объёмный документ и гадать, какая норма применима к его ситуации, а какая нет. Далеко не каждый конечный потребитель понимает разницу между маркетплейсом, классифайдом, агрегатором, платформами поиска (жилья, туров), шеринговыми сервисами, не говоря уже о специфике законодательного регулирования деятельности каждой из платформ. Желание государства подчинить единым правилам и контролю деятельность платформ как неотъемлемой части экономики, обладающей уникальным набором сведений о гражданах страны (и не только), объяснимо. Но может выйти вариант "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Дарья Филина
партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
В целом я считаю, что рынок онлайн–площадок слабо отрегулирован, на нём много подделок, не всегда соблюдаются сроки доставки и т. д. С точки зрения потребителей есть с чем поработать. Да и продавцам повышение прозрачности в договорных отношениях с онлайн–площадками пойдёт только на пользу. Но если только закон будет как следует проработан, а не принят в сыром виде. Иначе выйдет обычная ситуация — все дополнительные затраты переложат на селлеров и покупателей. Согласна с ФАС в вопросе претензий по части легализации приоритетной выдачи в поисковых запросах тех товаров, чьи продавцы дополнительно заплатили за неё. Непонятно, как именно должны помечаться такие объявления, — это создаёт риски для манипуляций.
Анна Синявская
партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "ретейл"
Мы позитивно оцениваем стремление устранить нормативный вакуум или пробелы в регулировании. Однако предложенные инициативы не устраняют существующие дисбалансы. Положения не способствуют уравниванию условий конкуренции между онлайн– и офлайн–торговлей при продаже собственных товаров, не содержат положения, аналогичные нормам, ограничивающим крупные торговые сети, и содействующие развитию добросовестной конкуренции.
Игорь Караваев
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли России