Власти намерены строго отрегулировать взаимоотношения между цифровыми площадками, партнёрами и пользователями. К промежуточному рабочему документу у экспертов много вопросов. Однако шансы, что сфера станет более прозрачной, есть.
Минэкономразвития при участии Минпромторга и Минцифры разработало законопроект "О платформенной экономике в Российской Федерации", который должен регламентировать отношения между цифровыми платформами, их партнёрами и потребителями, а также обмен данными с ФНС. Об этом сообщили сразу несколько деловых изданий ("Ведомости", "Ъ"), притом что документ до сих пор официально не опубликован.
Тем не менее игроки рынка и эксперты, с которыми пообщался "ДП", о нём знают и уже достаточно горячо обсуждают.
Идея сплошного регулирования цифровых платформ находит поддержку далеко не у всех.
Правила одни для всех
Предполагается, что регулирование затронет маркетплейсы, классифайды (онлайн–доски объявлений), сервисы заказа еды и такси, подбора исполнителей услуг, бронирования туристических поездок. Прежде всего предполагается, что платформы должны будут раскрывать обязательные условия в договоре. Сейчас в этом плане у них больше свобод, они часто меняют условия (иногда по несколько раз в месяц) и не уведомляют об этом продавцов.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих говорит, что маркетплейсы иногда используют возможности значительной рыночной силы, которой они обладают, чтобы установить условия, не выгодные партнёрам.
"Ограничения должны способствовать решению такой проблемы", — полагает она.
Также предлагается обязать цифровые платформы вести информационный обмен с ФНС, чтобы прекратить недобросовестное использование специального налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров.
По мнению юристов, ужесточение контроля над недобросовестным применением налога на профессиональный доход (НПД) действительно актуально. В том числе возникают ситуации, когда компании или заказчики выводят работников из штата, переводя их в статус самозанятых, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Ещё одна область деятельности платформ, которую авторы законопроекта нацелены регулировать, касается взаимоотношений с исполнителями (например, таксистами или курьерами). Их предлагается признать гражданско–правовыми с рядом оговорок. В частности, предоставление различных социальных гарантий будет являться правом, а не обязанностью оператора платформы. Компания должна будет контролировать число рабочих часов исполнителей, условия их труда, максимальный объём нагрузок при перемещении тяжестей.
По мнению экспертов, к которым обратился "ДП", механизм и инструментарий контроля в данном случае непонятны. Как указал руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артём Евсеев, сейчас нет чётких границ отношений между платформами, их пользователями и партнёрами.
"Например, до сих пор нет единой правовой позиции, когда отношения с платформой должны регулироваться как гражданско–правовые, а когда как трудовые. Это порождает юридическую незащищённость исполнителей, в том числе самозанятых", — говорит он.
Взаимодействие по гражданско–правовым договорам может быть неприемлемо для Минтруда, поскольку не будет обеспечена уплата страховых взносов и социальных гарантий для этой категории.
Антимонопольные претензии
Как известно, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла к законопроекту более 40 претензий, указав, что отдельные положения документа могут привести к навязыванию платформами невыгодных условий для контрагентов, невозможности пассажиров "надлежащим образом пользоваться услугами такси", а также к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли. О рисках служба предупредила в своём отзыве, направленном в ведомство, на который ссылается РБК. Например, положения документа могут не распространиться на площадку "Авито", где не всегда подразумевается перевод средств оператору платформы для оплаты услуг.
Кроме того, законопроект легализует приоритетную выдачу в поиске на маркетплейсах тех товаров, чьи продавцы дополнительно заплатили за это. По мнению ФАС, формирование поисковой выдачи должно осуществляться на основе "объективных критериев".
Что касается отношений между цифровой платформой и партнёрами, законопроект предлагает при одностороннем внесении изменений в договор не менее чем за 30 календарных дней до вступления их в силу направить контрагенту электронное уведомление. Введение такой нормы в ФАС сочли избыточным.
По мнению антимонопольного ведомства, нужно дополнить законопроект нормой, вводящей запрет на установление со стороны операторов платформ скидок на товары производителей без их "явного волеизъявления".
Эксперты согласны, что эта мера повышает привлекательность маркетплейсов, но оказывает давление на продавцов. "Скидки — необходимый элемент конкурентной борьбы. Но война скидок означает, что в этом бизнесе потребитель не становится лояльным. Он не будет покупать товары только на одном, любимом маркетплейсе, он купит там, где дешевле", — считает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.